Какие только мнения не были высказаны различными людьми в ходе полемики вокруг баннеров с изображением женщин в элечеках и хиджабах. Мы не будем вновь раздувать спор. Мы немного расскажем об элечеке и постараемся понять, почему необходимо помнить национальные традиции.
Элечек — женский головной убор. Состоит из трех частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх нее небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком, поверх всего — чалма из белой материи.
В одних источниках указывается, что в первый раз элечек надевали молодой жене, отправляя ее в дом мужа. В свадебном пожелании молодухе говорилось: «Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы». Это пожелание долгого семейного счастья. Надевание элечека – своеобразный переход женщины в другую возрастную группу. Он предохранял замужних женщин не только от дурного глаза, но и от солнечных лучей. Однако есть мнение, что элечек надевали женщине, когда она становилась матерью. Основным цветом головного убора являлся белый, он символизировал материнство.
Элечеки отличались по назначению. Они могли не только указать на статус женщины в семье, ее возраст, но и показывали принадлежность к роду-племени. Женщины с более высоким положением носили элечек больших размеров. Количество оборотов убора также могло определить знатность хозяйки.
На обматывание элечека могло уходить от 8 до 21 метра ткани. Головной убор мог украшаться вышивкой и другими элементами. Вдовы носили черный элечек. Один раз обмотанный элечек можно использовать три-четыре дня, при этом головной убор не терял своего вида. Существовало несколько разновидностей обматывания элечека, что могло указать, из какого региона женщина. У разных родоплеменных групп элечек имел различные формы — от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику. Его носили круглый год, из юрты не выходили, не покрыв головы.
Современные психологи не случайно отмечают, что женщины осматривают мужчин, как правило, снизу вверх, а мужчины оценивают женщин, разглядывая их сверху вниз. Женщина всегда желает оставаться женщиной. Ей давно известно, что при первом знакомстве ее оценивают не столько по уму и достоинствам характера, сколько по одежде. В эпоху наших бабушек одежда была своеобразной «визитной карточкой». И традиционная одежда подчеркивала все эти достоинства. А головной убор призван выделять его обладательницу, обращать на нее внимание.
Как обратить на себя внимание, мы узнали у молодого и весьма уже популярного дизайнера одежды в этностиле, основательницы дома моды BAIRA Толгонай Керимкуловой.
– Как вы пришли к этому делу?
– Не все знают, но специально для этого я не училась в соответствующем вузе. И моя специальность по образованию – «мировая экономика». После окончания школы с золотой медалью мне очень хотелось поступить на дипломата. Я решила посоветоваться с родителями, и папа сказал, что это не женская работа. И я выбрала экономику, так как очень сильно любила математику, но все же мировую. Хорошо училась, была старостой группы. Но на первом курсе я стала дружить со своим будущим супругом. И после второго курса вышла замуж, когда мне еще не было 19 лет. Отучилась все 5 лет. Но на работу устроилась не сразу из-за маленького ребенка. Спустя некоторое время начала искать работу по объявлениям. Не любила и не хотела устраиваться через знакомых! И так я сначала работала волонтером в молодежном проекте ООН, затем по конкурсу прошла в банк, чем очень гордилась. Но вскоре забеременела вторым ребенком, затем родила и третью дочь. После чего я четко решила, что буду работать! И детей еще долго не планировать! Снова хотела устроиться на офисную работу. Каждую неделю покупала «Вечерку» в поисках подходящих объявлений. Но быстро остановилась, потому что я поняла, что с тремя маленькими детьми сидеть в офисе строго с утра до вечера не получится. Я четко решила, что мне нужен свой бизнес, чтобы я могла сама себе выстроить удобный график.
– Начался поиск себя?
– Да. Я не знала, что мне по душе. Бралась за все, лишь бы не останавливаться. Занималась и косметикой, и посудой. Затем случайно познакомилась с людьми, которые поставляли в Кыргызстан натуральные камни. Начала делать украшения ручной работы и открыла магазин. Первоначальный капитал дала мне моя апаке. Нашла помещение под аренду и стала продавать свои украшения. Специально заказывала ювелирам по своим эскизам вставки и застежки из серебра и золота. Помимо этого, в своем магазине продавала бижутерию и женские аксессуары. Дома собирала украшения, пока дети спали. Но я знала, что это не то, что я хочу. Что я могу и другое. Денег открывать что-то новое не было. И снова мне на помощь пришла моя мама.
– Вы решили делать одежду?
– Я вспомнила, что у мамы есть вышивальная машинка, которую она отвезла в село, чтобы местные мастерицы шили чапаны и тошоки. Но аил был далеко, некому было следить за процессом. И машинка давно стояла без дела. Мама с удовольствием согласилась отдать мне ее. И я окунулась в мир швейного дела. Не знала, с чего начать. Записалась на курсы кройки и шитья. Оставалась там допоздна. Моему супругу очень нравилось, что я хочу научиться шить. Поэтому он вскоре купил мне мою первую швейную машинку. Он поддержал меня, это было самым важным! И так я полностью ушла в увлекательный швейный мир! В тот момент я вообще и представить себе не могла, что буду когда-то представлять себя как дизайнера. Занялась этим делом, думая, что это будет мой бизнес. Но оказалось, что я творческий человек! И только в 29 лет нашла свое призвание. Долгое время мое увлечение было как хобби. Все заработанные средства я вкладывала в шитье. А все семейные расходы были на моем супруге, за что ему благодарна. Поэтому BAIRA сейчас такая, какой вы ее видите.
– А почему стали жить одежду в этностиле?
– Та самая вышивальная машинка! Клиентам полюбилась вышивка на одежде. И их не убавлялось. Вот тогда и пришло решение – создавать одежду в национальных традициях вышивки. Сейчас в нашем доме моды BAIRA имеется разнообразный ассортимент изделий: есть как эксклюзивные наряды, так и одежда на каждый день. Мужская, женская, детская. Шьем как традиционную национальную одежду, так и современную с элементами этники. Как правило, спрос определяет предложение. И в последнее время по заказу клиентов мы стали шить элечеки и другие головные уборы. Над дизайном изделий работаю я сама, так как заметила, что создаваемый продукт обязательно должен нравиться мне. Иначе товар будет долго простаивать. Видимо, это потому, что я общаюсь с клиентами и чувствую, что им нужно. Дизайн, цветовое решение, узоры рождаются от того, что и как я вижу. От характера человека, от его внутренней красоты. Ну и конечно, черпаю вдохновение в национальных узорах, коими богата наша культура.
– Ваше пожелание.
– Как дизайнер могу сказать, что одежда является прямым отражением внутренней мощной силы духовности человека! Хотела бы всем пожелать не забывать своих истоков, учиться у наших предков передавать красоту в своих делах, поступках и одежде.
– Спасибо за беседу. Творческих успехов!