Странные чувства вызывают выборы директора Национального центра онкологии Минздрава. В числе кандидатов те же лица, которые мелькали в скандальных новостях о центре: их обвиняли в грубости, коррупции, халатности и алчности. А победу одержал человек, который и так руководил этим ведомством.
На должность директора свои кандидатуры выдвигали 4 претендента: руководитель отделения химиолучевой терапии НЦО Турусбек Абдылдаев, завотделом торакальной онкологии НЦО Мукаш Бейшембаев, бывший гендиректор НЦО Накен Касиев и исполняющая обязанности гендиректора НЦО Бактыгуль Султангазиева.
По итогам выборов наибольшее количество голосов получила Бактыгуль Султангазиева – 64 голоса против 46, коих удостоился Накен Касиев. Мукаш Бейшембаев и Турусбек Абдылдаев получили по 27 и 25 голосов соответственно.
Как же так получилось, что выборы в директора Национального центра прошли без реального выбора? Все претенденты являлись высшими и средними руководителями центра, но ведь за время своей работы не смогли ни решить его проблемы, ни даже предложить их решение. Напротив, при их власти в «маленьком государстве НЦО», как снежный ком, росли жалобы пациентов и их родных.
Наверное, не найдется ни одного человека, который, столкнувшись с реалиями НЦО, мог бы выразить благодарность или восторженно написать о работе этого учреждения. Все последние годы если и писалось об этом центре, то только в мрачных тонах.
Вот характерные цитаты из комментариев по поводу работы НЦО:
«Мне в 2008 году пришлось оперироваться в НЦО, и о творимых там безобразиях я писала в правительство, была создана специальная комиссия, и многое там поменялось. Но все равно коррупция не уничтожена, потому что у руля все те же лица… Поборы были страшными, на больных внимания никакого (не обращали). Особенно жалко детей, лекарства в аптеках при центре очень дорогие, и мы покупали все − от ваты до перевязочного материала, не очень-то верю, что с назначением на руководящую должность нынешних претендентов положение улучшится», – написала одна из пациенток в соцсетях.
«В погоне за должностью сегодня врачи забыли главное, чему клялись – безвозмездно лечить и радоваться выздоровлению пациентов. Весь центр онкологии пропитан горем, болью, безысходностью перед страшной болезнью, а врачей волнует только платежеспособность больных. Колоссальные деньги тратятся родственниками больных, чтобы продлить жизнь близких. Но, проведите статистику, кто лечился в НЦО, все уже умерли, несмотря на лечение. У меня мама лечилась около года, и все напрасно, как мы ни старались», – пишет другой.
«Нет ни одного человека, который бы сказал доброе слово об институте и сотрудниках: поборы, грубость, вымогательство, скандалы, алчность и многое другое. Зарабатывают на людском горе. Посмотрите на их стоянку – все ездят на дорогущих машинах! И среди этих кандидатов… даже и не знаешь, кто из них хуже. Разогнать эту шайку, назначить (а не выбирать) со стороны молодого управленца и набрать новые кадры».
«Представьте ситуацию, когда пациент приходит в больницу: как долго его регистрируют, как производится оплата, об условиях пребывания говорить не приходится (всем понятно, какие средства на эти нужды направляются), чем кормят пациентов… когда прекратятся всевозможные неформальные платежи?».
Вот некоторые факты о новых «старых» кандидатах
Накен Касиев. Бывший министр здравоохранения, госсекретарь и губернатор Ошской области при Акаеве. Известная личность. После небольшого затишья после мартовской революции в 2009 году его назначили гендиректором Национального центра онкологии. Это назначение и его деятельность в НЦО не прошли без скандалов – то его увольняли, то назначали обратно, а он оправдывал свое увольнение «местью министра» или «своим возрастом». Между тем врачи центра обвиняли его в освоении гранта, который был направлен на ремонт: Касиев якобы загрузил врачей делать ремонтные работы, а те, в свою очередь, переложили ответственность на больных.
Бактыгуль Султангазиева. Теперь она уже может стать легально избранным гендиректором Наццентра онкологии. До сегодняшнего дня она исполняла обязанности гендиректора – в этом ей помогло увольнение Накена Касиева в 2011 году и уход Бакыта Шаимбетова в 2015 году. Следует подчеркнуть, что Султангазиева была уволена с должности главврача НЦО в 2014 году вместе с заведующей детским отделением Дамирой Байзаковой – было обвинение со стороны родителей детей онкобольных о том, что скрывались истории болезней, факты смерти детей и не выяснялись причины этих смертей. После долгих судебных процессов Султангазиеву восстановили в прежней занимаемой должности главврача НЦО. А потом она чудом вновь стала руководить центром.
Мукаш Бейшембаев. Занял на выборах в директора НЦО третье почетное место. Он также исполнял обязанности гендиректора Наццентра онкологии, когда Накен Касиев был в очередной раз уволен в 2013 году. И Бейшембаев был уволен с должности из-за скандалов – его обвиняли в том, что из-за врачебной ошибки 63-летняя женщина потеряла голос. Именно при его директорстве 25-летней девушке удалили грудь, не дождавшись результатов экспертизы.
Турусбек Абдылдаев. Пока он еще не возглавлял НЦО, однако тоже фигурировал в скандалах. Буквально в прошлом году мать 26-летнего парня, умершего от рака, обвинила его в халатности и грубости, сообщала, что Абдылдаев отказал парню в химиотерапии под предлогом отсутствия места в клинике. Парню пришлось сдавать анализы и уточнять диагноз в Алматы, а через некоторое время он умер. Сам Абдылдаев отмахнулся тем, что парень уже был на последней стадии заболевания и нуждался в паллиативном уходе, а не химиотерапии.
Вместо послесловия
Скандалы продолжаются до сих пор. В 2016 году сотрудники НЦО обратились в СМИ по поводу того, что в медучреждении намерены сократить 107 сотрудников. Медики посчитали, что под видом исполнения указаний ФОМС и Минздрава их просто выкидывают на улицу.
В пылу баталий за кресло гендиректора остаются нерешенными старые и новые проблемы, зато всегда есть «старые-новые» кандидаты для управления скандальным центром онкологии. В итоге НЦО на сегодня переживает нелегкие времена, больные страдают, коррупция процветает. «Клятва Гиппократа» превратилась в простой набор слов.