Унгар-Тоо: История одного предательства

Автор -
6410

Сегодня Узбекистан высадил своих милиционеров на территории ретранслятора телевышки Кыргызстана на несогласованном участке Унгар-Тоо. Между тем президент Алмазбек Атамбаев встретился с главами силовых ведомств и госорганов и потребовал продолжения работы по урегулированию возникающих пограничных вопросов при безусловном приоритете национальных интересов Кыргызстана.

В разгар таких тревожных событий мне бы хотелось рассказать историю одного, нет, даже нескольких предательств «национальных интересов». Эта история и служит причиной напряженности на границе и смятения людей сегодня. Эхо этого беспринципного отношения раздается до сих пор, при этом виновники не понесут пока наказания –  есть потому что  «срок давности» преступлений.

Если вопросы передачи Узенгу-Кууш и Каркыры проходили через общественные протесты, то отход Унгар-Тоо Узбекистану 11 лет назад получился скрытно, тихо и без внимания общества. Беглый Курманбек Бакиев и экс-глава МИДа КР Аликбек Джекшенкулов одним росчерком пера признали тогда Унгар-Тоо территорией Узбекистана.

Унгар-Тоо.
Унгар-Тоо.

Все эти годы жители Аксы пребывали в неведении, лишь недавно, 5 месяцев тому назад, когда документ с подписью Темира Сариева, где Унгар-Тоо признается территорией Узбекистана, получил огласку, они возмутились открыто. В итоге спустя 11 лет из тени вышли другие документы – оказалось, что этот вопрос был решен еще 2005–2006 годах.

Неужели об этом не знал Азимбек Бекназаров, занимавший тогда пост генпрокурора? Или же Мадумаров, который занимал ведущие позиции в госуправлении? Почему Бекназаров решил, что Унгар-Тоо передали только сейчас, а не тогда, когда он был во власти?

История вопроса

В августе 2006 года в средствах массовой информации сообщалось о том, что глава МИДа Аликбек Джекшенкулов посетит с рабочим визитом Узбекистан. А перед этим кыргызско-узбекская межправкомиссия по границам собралась на внеочередное заседание. Кыргызскую сторону возглавил Саламат Аламанов, который сыграл свою роль как по нотам, к приезду Джекшенкулова комиссия уладила все неудобные вопросы, точнее, кыргызская сторона ускоренными темпами подписала протокол заседания, где Унгар-Тоо признавалось узбекской территорией. Этот же протокол потом лег в основу «Договора о кыргызско-узбекской государственной границе», окончательно признав Унгар-Тоо территорией Узбекистана.

Picture1 Picture2

«В отношениях между Кыргызстаном и Узбекистаном отмечается потепление, – заявлял в СМИ Аликбек Джекшенкулов, комментируя предстоящий визит. – Последние восемь-девять лет отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном были прохладными, но в последнее время в этой сфере наблюдается потепление».

Поездка главы МИДа КР предваряла визит самого Курманбека Бакиева в Ташкент, который состоялся позже – в начале октября 2006 года. Джекшенкулов со своим узбекистанским коллегой обсудил все вопросы визита, документы, которые должны были подписать Ислам Каримов и Курманбек Бакиев, и вернулся довольным.

Как раз тогда и был подготовлен и парафирован «Договор о кыргызско-узбекской государственной границе», в одном из пунктов которого гора Унгар-Тоо фактически признается территорией соседей. С кыргызской стороны договор парафировал Джекшенкулов. Об этом 6 апреля 2016 года в своем спецсюжете показал телеканал НТС.

О том, что все вопросы по итогам встречи были решены положительно, сообщила пресс-служба МИДа Узбекистана. Как оказалось, мирно и без огласки был решен вопрос Унгар-Тоо, который с подачи Джекшенкулова, а потом и росчерком пера Курманбека Бакиева был признан территорией соседнего государства.

После визита главы кыргызского МИДа по инициативе кыргызской стороны состоялось заседание межправкомиссии по делимитации и демаркации госграницы Республики Узбекистан с Кыргызстаном и правительственной делегации КР по делимитации и демаркации кыргызско-узбекской государственной границы. Совещание состоялось 23 сентября 2006 года и носило формальный характер – все вопросы были вынесены и обсуждены форсированными темпами.

В протоколе внеочередного Совместного заседания года Ункур-Тоо названа по-узбекски – горой «Унгартепа», а сама она значится «находящейся на территории Республики Узбекистан».

Picture3

Менее чем через две недели, 4 октября 2006 года, пресс-служба тогдашнего президента Курманбека Бакиева сообщила «об успешном визите в Ташкент», но скромно промолчала, что делегация Кыргызстана фактически «сдала» соседям Унгар-Тоо. А в совместном заявлении двух президентов говорилось об удовлетворении «утвержденным Протоколом совместного заседания правительственных делегаций Кыргызской Республики и Республики Узбекистан от 23 сентября 2006 года».

Picture1

Не только земля, но и люди

Цена «потеплению отношений с Ташкентом» оказалась высокой. Это отразилось и в депортации обратно на родину пятерых беженцев кровавых «Андижанских событий» – этим вопросом занялся Джекшенкулов совместно с генпрокурором Камбаралы Конгантиевым. Предшественник последнего в должности главного обвинителя страны Азимбек Бекназаров запустил процесс обсуждения и лоббирования вопроса возвращения беженцев. Это случилось несмотря на то, что УВКБ ООН уже признал четверых из них беженцами.

«Не стоит делать трагедии из факта экстрадиции узбекских беженцев, – заверял тогда глава МИДа КР Аликбек Джекшенкулов, –  этот процесс – правовой, а вовсе не политический».

Однако, судя по реакции международного сообщества, вопрос о передаче андижанцев выходил за рамки обычного правового процесса. Депортация вызвала бурю возмущения со стороны международных организаций. Решение кыргызстанской стороны подвергли критике ОБСЕ, Евросоюз, УВКБ ООН и авторитетные правозащитные группы.

Кто понесет ответственность?

Что же в итоге случилось? Ункур-Тоо (Унгар-Тоо) отдан Узбекистану, беженцы возвращены домой, где их поджидало суровое наказание. Вместо того чтобы отстаивать интересы своей страны, глава МИДа сделал так, чтобы все это было в интересах соседнего государства. И сегодня, когда Джекшенкулов выступает против возвращения узбекских пансионатов в собственность Кыргызстана, это, мягко говоря, заставляет задуматься – в чьих интересах эти самые выступления?

Трагические страницы истории, реальные кейсы предательства страны не должны забываться, о них надо помнить и привлекать к ответственности причастных. Здесь, пожалуй, стоит адекватно оценить необходимость тех поправок в Конституцию, которые позволили бы через суд отменять срок давности по преступлениям. Не может быть срока давности и по преступлениям, которые прикрыты двусторонними международными соглашениями, не может быть прощено то, как из-за корыстных интересов политических кланов, бездарно были отданы территории страны другим государствам.

Мнение автора не обязательно отражает позицию редакции K-News.

Поделитесь новостью