Кадыр Маликов: Почему государство будет проигрывать в борьбе с терроризмом идейно и информационно

Автор -
820

Политические процессы в Кыргызстане очень динамичны: осенний референдум по изменению Конституции и реакция со стороны оппозиционных политических сил, будущее развитие ситуации в Узбекистане в пост Каримовскую эпоху и сохраняющаяся напряженность КР и РуЗ из-за Орто-Токойского водохранилища, перспектива дальнейших отношений с Турцией, обострение светско-религиозного дискурса в обществе в последние месяцы, подготовка к президентским выборам 2017 г., быстро растущие угрозы терроризма и радикализации.

Все эти возникшие в отдельности вопросы могут каждый перерасти пусть во временную, но кризисную ситуацию во власти. При этом любой углубляющийся кризис может подтолкнуть к цепной реакции и представлять угрозу стабильности внутри страны.

Изменения в глобальной политике, в странах ближнего и дальнего зарубежья уже влияют на Кыргызстан. В связи с событиями в Турции (неудавшегося путча) и изменения ее внешней политики в отношении к РФ. А также предварительных договоренностей РФ и США в отношении к разным группировкам в Сирии, заметна трансформация тактики и стратегии некоторых групп. Сейчас например в Сирии, по приблизительным данным находиться около 12 тыс 500 выходцев из стран ЦА, РФ и других стран СНГ. Уже начинается создание широкой террористической сети ориентированной на территории стран ЦА и РФ. Возможно в ближайшие полтора, два года будет попытка выстроить сеть по всей ЦА с выходом на Кавказ и Афганистан. При этом возможно Афганистан рассматривается как вспомогательный фактор.

Возможно и использование разных протестных сил: от оппозиционных групп, националистических, криминальных, а также межэтнических противоречий. Сейчас по сути идет выстраивание единого террористического подполья в Казахстане и Кыргызстане с конкретными задачами на вербовку внутри тюрем и создание ячеек.

Кыргызстан теперь все чаще будет сталкиваться с угрозой разных террористических транснациональных групп, которые будут восстанавливать свой людской ресурс за счет постоянной вербовки молодежи уже внутри стран ЦА и РФ.

В перспективе в ЦА попытаются извне применить формулу, разделяй и властвуй внутри самих экстремистких групп. Создание очагов нестабильности на западе Казахстана, которое должно охватить Северный Кавказ РФ и приграничные районы РФ. Стремление выстроить на севере Кыргызстана и в Казахстане единую сеть определенной группировки и одновременно создать в Ферганской долине сеть другой противоборствующей наподобие анклавов в Сирии имеет далеко идущие планы.

Также удары могут наноситься информационно по слабым местам в наших странах с целью внесения раскола в общество. При этом самым уязвимым может оказаться Кыргызстан. Целенаправленное создание условий для противопоставления верующих государству и его политике, рост поляризации общества, политические вопросы. При использовании тактики «чем хуже, тем лучше», ставка будет делаться на протестные позиции внутри разных групп, создание конфликта внутри общества.

Между тем борьба с терроризмом в странах ЦА идет не с причинами, а с последствиями. Есть две тактики борьбы с такфиритским терроризмом, один это научно-просветительский подход и второй чисто силовой, репрессивный.

И две эти тактики в постсоветских странах не сходятся, так как у каждой разные подходы. Ученые Ислама, теологи подходят к борьбе с такфиризмом с позиции вероубеждения и исламской науки, правил шариата, разработкой программ научных доказательств «умеренности» на основе Корана, хадисов, просвещения и обучения населения о вере и запрете такфира.

Чиновники, силовые структуры в наших странах в основном видят административный и силовой метод в решении вопросов безопасности. Хотя если посмотреть реально, то это больше носит поверхностный характер подавления внешнего проявления экстремизма, протестных позиций.

Государственные чиновники во власти в большинстве своем представлены поколением с советско-светским мировозрением рассматривающими власть как привилегию. Боязнь потерять контроль и власть, подталкивает их рассматривать Ислам и процесс роста религиозности как угрозу существующей власти, при этом поднимая вопросы светскости в ультимативном характере. Хотя многие чиновники в ЦА сами не понимают, что такое светскость и где проходит граница между религиозным и мирским. При этом политические реалии заставляют некоторых быть на публике ситуативно-религиозными.

Власти возможно бояться чтобы Ислам выходил за рамки мечети. Запрещая разъяснять среди населения — политику Ислама, запреты и разрешения джихада. Но если молчит мечеть, то разъясняют экстремисты. Экстремистские же течения претендуют не на религиозно-обрядовую часть, а на чисто политическую, идейную, работая среди молодежи. Они активно используют исламские концепции. При этом идет не подконтрольное распространение за частую искаженных понятий о правилах джихада, исламской политической системе, вероучении Ислама в вопросах такфира и т.д. Государство само обманывается, когда контролируя мечети, думает, что контролирует религию и умы молодежи. Весь подпольный призыв сегодня уходит в интернет и социальные сети.

В спорах же, которые возникают в Интернете по поводу джихада, такфира (обвинение в неверии), не слышно голосов видных исламских улемов. Заметьте сейчас ни один имам или улем в Кыргызстане открыто не выступает и не будет в ближайшем будущем выступать против террористических групп адресно, приводя аргументы против идеологии.

Так как светское государство до сих пор не дает никому гарантий безопасности и поддержки ни законодательно, ни материально в случае физической расправы. Этот образовавшийся вакуум при росте разочарования среди молодежи, а также нехватки информации об Исламе будет неуклонно заполняться радикальными идеями. По сути создается базис для постоянного пополнения рекрутов.

Поэтому без применения идейного потенциала Ислама не возможно снизить влияние радикалов. Без формулирования умеренной исламской идейной альтернативы в противовес такфритским группам невозможно рассчитывать на положительный результат.

Блокировка же и закрытие страниц террористических организаций в соцсетях не всегда может дать тот эффект, на который рассчитывают наши правоохранительные органы. Данные организации, давно уже имеют в распоряжении новейшие технологии и необходимых специалистов, находят пути обхода систем фильтрации.

С другой стороны, сегодня к сожалению борьба с терроризмом в странах ЦА является, также прикрытием для преследования оппонентов власти, или давления на исламские символы. Поэтому из-за отсутствия доверия к политическим элитам во власти, отсутствие гарантий безопасности ученым Ислама, жесткое давление или репрессивный подход к верующим, все это может привести к тому, что: светское государство идеологически может остаться один на один с такфиритами — хариджитами. Что в принципе уже наблюдается в отдельных странах. А противопоставление светской системы идеям такфира и силового экстремизма без Ислама и улемов не принесет ощутимых результатов.

Поделитесь новостью