Об отмене срока давности по «Кумторгейту» и протесте политиков

Автор -
410

    В начале этой недели закончился срок общественных обсуждений предлагаемых поправок в Конституцию Кыргызстана. Следует признать, что в отличие от прежних времен оно не проходило в рамках обширных совещаний. Поправки даже не вызвали ожесточенных споров, разве что резкая критика членов временного правительства и сторонников «Ата-Мекена», что и создала сегодня трения  в парламентской коалиции.

    На самом деле очень странно, что если раньше конституционные реформы проводились дабы усилить власть президента, то сегодня этого нет, а народ не совсем понимает, для чего их надо проводить. Даже кажется странным и то, что по некоторым пунктам инициаторы сразу отступили при первом же этапе обсуждений.

    Тем не менее самую критическую позицию взяли в партии социалистов. Они жестко выступают против поправок в Основной закон. Другие же увидели в их противодействии личные страхи, что когда-то именно они, атамекеновцы и временщики, были вовлечены в тяжкие преступления по банковским ячейкам, мародерству и даже обозначили их былую поддержку в пользу сепаратистов.

    Одним из основных пунктов новых поправок – это отмена срока давности по преступлениям, связанным с «Кумторгейтом». Когда-то давно ряд влиятельных и важных персон оказались замешаны в том, что продвинули невыгодные Кыргызстану условия, а через некоторое время доля страны в компании и вовсе сократилась. По мнению юристов, согласно нынешней Конституции невозможно привлечь к ответственности чиновников из Кыргызстана, которые участвовали в этих событиях, и если не менять Основной закон, то этого никогда не произойдет.

    В части 6 статьи 26 законопроекта по Конституции говорится, что «сроки давности не подлежат применению в отношении лиц, совершивших должностные преступления в связи с подготовкой к разработке и практическим освоением золоторудного месторождения Кумтор, а также преступления против интересов службы на негосударственных предприятиях и организациях, осуществлявших разработку месторождения Кумтор. Указанные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности независимо от времени совершения ими указанных преступных деяний, за исключением лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные акты о применении к ним сроков давности».

    В ряде СМИ уже появились материалы о мистическом участии некоторых атамекеновцев в «Кумторгейте». По их данным, образ борца с коррупцией Аиды Саляновой не соответствует действительности. Сообщается, что Салянова как статс-секретарь Минюста подписала документ, превышающий возможности ее служебных полномочий, узаконила «грабительское» постановление экс-премьера Данияра Усенова от 15 декабря 2009 года за №648 об освобождении от уплаты налога в 32,5 млн. долларов (или 1 млрд 359 млн сомов) предприятий «Кумтор Голд Компани» и «Кумтор Оперейтинг Компани».

    По данным источников СМИ, ее разоблачили уже после 2010 года, правда, Салянова была генпрокурором и сумела увернуться. Лидер «Ар-Намыса» Феликс Кулов заявил, что ответственности Саляновой в деле «Кумтора» больше, чем у бывших членов правительства, проходящих в деле обвиняемыми:

    «В Уголовном кодексе не предусмотрена ответственность всех членов правительства за коллективное решение. Однако существует персональная ответственность за какое-то конкретное решение. Это касается заключения об освобождении от налогов. Данный документ не финансовый, а юридический. За него отвечает не Минфин, а Минюст. Минфин, возможно, дал представление об освобождении от налогов «Кумтора», однако окончательное решение принимается на основании юридического заключения. Необходимо тщательно расследовать действия Саляновой в бытность ее статс-секретарем правового ведомства».

    Такое обвинение в адрес Аиды Саляновой ранее озвучивал беглый экс-депутат Садыр Жапаров. Проверку этого факта провели соответствующие структуры, которые все передали генпрокурору – Аиде Саляновой.

    Вместе с тем одно из русскоязычных изданий опубликовало недавно документы, по которым следует, что Салянова, будучи генпрокурором, 28 июня 2010 года подписала приказ о возобновлении действия лицензии на право занятия адвокатской деятельностью Алексея Елисеева. На тот момент гендиректора ЗАО «Фонд развития Кыргызстана» Елисеева объявляли в розыск двумя месяцами ранее. Его обвинили в совершении особо тяжкого должностного преступления, нанесении экономического ущерба государству и преступном сговоре с экс-главой ЦАРИИ Максимом Бакиевым. Экс-заместитель генпрокурора Кубатбек Кожоналиев в том же материале прокомментировал, что это лишний раз только подтверждает тесную связь Саляновой с семьей Бакиевых, подкрепив это и побегом осужденного Ахмата Бакиева.

    Связаны ли вышеуказанные события с резкой позицией Аиды Саляновой по поводу поправок в Конституцию, в частности, касательно отменаы сроков давности? Или это происки властей, которые хотят очернить противников изменений?!

    Поделиться