На прошлой неделе Конституционная палата дала свое положительное заключение по проекту закона «О внесении изменений в Конституцию КР». Как было отмечено при оглашении заключения, решение Конституционная палата приняла с одним особым мнением. Единственным, кто выступил против предлагаемых поправок, оказался судья Эркин Осконбаев.
K—News представляет вниманию читателей выдержки из особого мнения судьи:
Конституция должна быть незыблемой
Поскольку Конституции отводится место регулятора всего ценного и значимого для общества, ей придается высшая степень юридической силы среди иных нормативных правовых актов. Поэтому любые изменения в ее регулятивной сфере, пусть даже самые незначительные или необходимые, несут в себе негативный эффект, так как не позволяют укрепиться Конституции в качестве главного закона государства, снижая ее значение для государственных институтов и общества в целом. Фундаментальные вещи, на которых базируется государство, должны быть неизменны. Незыблемость Конституции предполагает, что она должна стать на протяжении как можно более длительного времени основной системой норм политической, правовой и общественной жизни государства вне зависимости от времени или каких-либо иных (политических, экономических, социальных) влияний. С учетом этого порядок внесения изменений в Конституцию априори не может быть легким, простым и быстрым.
Изменения в Конституцию должны приниматься в малом количестве и посредством последовательных и многогранных шагов
Процедура внесения поправок в Конституцию должна представлять из себя цепь сложных, многогранных и последовательных шагов, обеспечивающих разноплановое публичное и институциональное обсуждение предлагаемых поправок, с тем чтобы достичь глубокого осознания того, что необходимость изменения Конституции значительно выше значения незыблемости Конституции. Соблюдение такого порядка неминуемо откроет одну особенность Конституции, присущую только ее духу, – невозможности внесения одновременно множества поправок, так как большое их количество, разнящиеся по своей сущности, не позволят инициаторам, в конечном счете, достичь своей цели. Если нормы и процедуры внесения поправок в Конституцию являются предметом для различной интерпретации и споров, или же осуществляются в спешке, без соблюдения демократических принципов – это может подорвать стабильность в государстве и поставить под сомнение легитимность самой Конституции.
Ссылка инициаторов поправок на часть 3 статьи 114 является необоснованной
Нормативные положения статьи 114 Конституции Кыргызской Республики в достаточной мере определённы и провозглашают самое главное – в Конституцию возможно внесение изменений только после преодоления серьезных препятствий. Статья 114 Конституции предусматривает два пути внесения изменений:
— принятием закона о внесении изменений в Конституцию референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем (часть 1 статья 114);
— принятием закона о внесении изменений в Конституцию Жогорку Кенешем (часть 2 статьи 114).
Жогорку Кенеш может назначить референдум по принятию закона об изменениях в Конституцию исключительно в силу нормативных положений части 3 статьи 114 Конституции, то есть с соблюдением всех установленных сроков и процедур и только в случае, если на завершающей стадии принятия закона об изменениях в Конституцию Жогорку Кенеш придет к выводу о необходимости передать принятие окончательного решения непосредственному источнику государственной власти – народу Кыргызстана.
Нормативное положение абзаца третьего части 3 статьи 114 Конституции Кыргызской Республики о том, что по инициативе не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша закон о внесении изменений в Конституцию может быть вынесен на референдум является продолжением мыслей, изложенных в первом и втором абзацах этой же статьи, то есть представляет собой последующий элемент одной правовой нормы и не может рассматриваться как самостоятельное регулирование отдельной правовой ситуации. Соответственно ссылка инициаторов проекта закона о внесении изменений в Конституцию на абзац третий части 3 статьи 114 является необоснованной.
Жогорку Кенеш не может быть субъектом инициирования поправок в Конституцию до 2020 года
Статьей 4 закона о введении в действие Конституции от 27 июня 2010 года установлено ограничение на применение порядка внесения изменений в Конституцию Жогорку Кенешем до 1 сентября 2020 года. В соответствии с позицией Конституционной палаты Верховного суда, изложенной в постановлении от 25 сентября 2014 года, Конституция и Закон «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» находятся в органическом единстве и неотделимы друг от друга. Это означает, что положения Закона «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» обладают такой же юридической силой, как и сама Конституция. Следовательно, если Законом «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» устанавливаются какие-либо ограничения по порядку внесения изменений в Конституцию, то они должны неукоснительно соблюдаться и не могут быть игнорированы ни при каких обстоятельствах. Жогорку Кенеш ни большинством, ни двумя третями от общего числа депутатов не может быть надлежащим субъектом инициирования внесения изменений в Конституцию Кыргызской Республики до 1 сентября 2020 года.
Таким образом, инициирование проекта закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» произведено с нарушением установленного конституционного порядка внесения изменений в Конституцию.