Создание государственного реестра населения было заложено в закон КР «О внутренней миграции», принятый еще в далеком 2002 году. На протяжении последних почти уже 15 лет эта тема не теряет своей актуальности, разрабатываются и принимаются различные концептуальные документы по реформированию системы регистрации населения, планы со стороны правительства по созданию единого реестра для улучшения доступа населения к государственным услугам. Каждый год правительство поручает в кратчайшие сроки запустить систему, чиновники в ответ рапортуют, что работа почти сделана. Однако реестра населения в том виде, в котором он должен быть, в стране до сих пор нет.
Что такое ЕГРН?
ЕГРН – это база данных государственного масштаба, где будут собраны сведения о каждом гражданине: фамилия, имя, отчество человека, его пол, национальность, место жительства, родственные отношения (родители и дети), сведения о рождении и смерти, биометрические данные и сведения о гражданстве.
Согласно положению, реестр населения представляет собой систему единого автоматизированного персонифицированного учета граждан КР, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Кыргызстана и являющихся субъектом регистрации. Он предназначен для сбора, хранения, актуализации и анализа сведений о субъектах регистрации, о масштабе и направлении миграции, а также для предоставления этой информации государственным органам и органам местного самоуправления, другим юридическим и физическим лицам.
А это значит, что с созданием этого реестра населения государство будет четко знать о количестве своих граждан, проживающих в том или ином регионе, что положительно должно отразиться на распределении бюджета страны при строительстве школ и медицинских учреждений. Отпадет необходимость смены паспорта при каждой перемене правового статуса гражданина или же смены места жительства. Не надо будет стоять в безумных очередях для получения одной справки в каком-либо госоргане, а значит и «выпрашивать» эти справки, а иногда и платить за них лично сотруднику.
Государство, задавшись целью создать реестр населения, должно реализовать так называемый принцип «единого окна», когда человек, наконец, будет избавлен от изнурительного хождения по инстанциям.
Почти 6 млн человек в ЕГРН
Заместитель председателя регистрационной службы Дастан Догоев в интервью K—News рассказал, что изначально планировалось разработать отдельный закон о Едином государственном реестре населения. Кстати, подобная инициатива впервые была предпринята еще в 2011 году, однако проект разработанного закона не был принят. Ссылались на то, что в стране отсутствуют финансовые и технические предпосылки и неготовность к такому масштабному процессу.
Догоев отметил, что, учитывая то, что ЕГРН представляет собой комплексную информационную систему, которая будет постоянно меняться, дополняться и развиваться, было принято решение разработать закон, который бы определял общие нормы, принципы создания таких единых государственных информационных ресурсов.
«В настоящее время эту сферу регулирует закон об информатизации, где есть понятие «информационные ресурсы». Это достаточно хороший закон. Но с учетом развития информационно-коммуникационных технологий в него нужно было вносить много изменений. Поэтому было принято решение разработать отдельный законопроект об электронном управлении. Этот закон как раз-таки будет определять общие нормы, рамки создания и ведения этих единых государственных информационных ресурсов. Ими могут выступать различные реестры и регистры, например, Единый государственный реестр населения, Единый государственный регистр транспортных средств, Единый реестр лекарственных средств, юридических лиц, Адресный регистр и так далее. Этот законопроект в настоящее время находится на рассмотрении министерств и ведомств, после одобрения правительством будет внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша», – рассказал Догоев.
По его словам, во исполнение этого закона после его принятия будут разработаны отдельные положения и порядки, которые уже в более техническом и организационном плане будут определять процесс работы: порядок ведения регистра, взаимодействие с другими государственными и коммерческими органами, и, главное, обеспечение безопасности информации, содержащейся в этих регистрах/реестрах на всех этапах проведения работы. Он отметил, что в комплексе система должна дать такой эффект, когда граждане не должны будут носить справки из одного госоргана в другой госорган.
«Это улучшит качество оказания государственных услуг, предоставляемых населению. Это улучшит и саму систему государственного управления, будет бороться с определенными коррупционными рисками. С 2014 года уже ведется работа по созданию реестра, на данный момент Единый государственный реестр населения уже создан и работает. Он включает в себя ряд блоков – автоматизированная информационная система органов ЗАГС, автоматизированная система выдачи паспортов, автоматизированная система адресно-справочного бюро, база биометрических данных, информационная система гражданства и так далее»,– сказал зампредседателя ГРС.
По его словам, в настоящее время при поддержке Министерства образования и Госагентства по делам местного самоуправления формируется база данных школьников и детей дошкольного возраста. После этого в ЕГРН должны быть сведения на порядок 5,8 млн граждан.
Неполный механизм
Хотя чиновники и заявляют о том, что реестр создан и работает, на практике дело обстоит совсем по-другому. Граждане продолжают носить справки из одного госоргана в другой и стоять в огромных очередях.
Бывший глава ГП «Инфоком» и заместитель председателя ГРС Бектур Абдраев отмечает, что для полной работы механизма все его части должны взаимодействовать. Он отметил, что ЕГРН – это информационная система, которая позволяет работать со всеми базами данных, которые существуют в Кыргызстане, связанными с регистрацией. Это может быть и регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация движимого имущества, база биометрических данных и регистр населения. Кроме того, ЕГРН – это фундаментальная площадка для дальнейшего построения электронного правительства.
«Эту вещь нужно было вводить давно. Будучи сотрудником ГРС, я неоднократно был свидетелем и участником процесса, когда этот вопрос поднимался. Конечно, система необходима, она упрощает процедуру предоставления государственных услуг. Я знаю, что есть база данных недвижимого имущества, база данных на автотранспорт и водительский состав, база данных выданных паспортов, существует какое-то количество биометрических данных. Но это все составляющие единого реестра населения, и чтобы заработала сама система, это все должно работать в совокупности. Например, возьмем машину, у нее есть составляющие – кузов, колеса, аккумулятор и так далее. Чтобы машина поехала, все ее составляющие должны работать единым механизмом. ЕГРН – это очень большая система, а не просто база данных, это еще возможность взаимодействия разных баз данных, возможность их анализа, передача данных внутри и между собой, экспорт и импорт данных. И когда все это заработает, тогда и можно будет сказать, что система начала работать», – сказал Абдраев.
Он вспоминает, что вопрос создания реестра поднимается чуть ли не с первого дня образования ГРС, тогда приезжали люди из разных стран, делились опытом, кыргызская сторона тоже неоднократно ездила за границу и изучала работу подобных реестров в других странах. По его словам, была проделана огромная работа, она проводится и сейчас, но говорить о том, что система заработала полностью, пока рано.
Но не стоит все сводить к лени и нерасторопности чиновников. Тут роль играет и многолетняя практика, сложившаяся в госорганах, от которой не так легко отказаться.
«Было активное сопротивление со стороны отдельных департаментов – паспортно-визовой службы, поскольку там регистр населения мешал каким-то личным интересам. Образование ЦОНов было большой проблемой, и я знаю, что сегодня они не работают в той мере, в какой могли бы. Все равно существует сопротивление. Но что-то движется, что-то положительное делается, это нужно признать. Однако при таком раскладе сроки назвать очень сложно. Когда-то мы были в Татарстане, где вице-премьер нам рассказал и показал, как работает система. Когда он был молодым парнем, его пригласили для реализации проекта электронного правительства. Это реальный реестр населения, реальное электронное правительство, все работает так, как надо. Когда мы спросили, как все это удалось сделать, он дал простой ответ – воля руководителя. Грубо говоря, шеф сказал сделать, и все сделали. Поэтому, если захотеть, то можно всё сделать быстро», – отметил Бектур Абдраев.
Очередной год по запуску реестра населения подходит к концу. Очевидно, что в этом году кыргызстанцы уже не смогут в полной мере пользоваться услугами ЕГРН, а, значит, дата полномасштабного запуска реестра и электронного правительства снова отодвигается. Хватит ли у руководства страны и уполномоченных органов воли завершить обещанное в новом 2017 году?