Гражданский союз «За реформы и результат» предлагает разрабатывать совместные планы по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений на трех уровнях – местном, районном и национальном.
«Совместные планы послужат сближению милиции с населением и позволят правоохранительным органам учитывать запросы жителей в своей работе, – заявляют активисты.
В отдельных местностях совместные планы уже показывают свою эффективность.
«В 12 муниципалитетах Кыргызстана в 2016 году они были успешно реализованы. Органы МСУ, милиция, общественность сообща работали над решением таких проблем как школьный рэкет, семейное насилие, скотокрадство, наркомания, ДТП и др. Следующим шагом должно стать распространение данного подхода на всю территорию страны и появление национальной стратегии по профилактике правонарушений», – сказали в объединении.
По мнению Гражданского союза, правоохранительные органы пока не в состоянии качественно предотвращать правонарушения. Чаще всего они реагируют на уже совершенные преступления. Кроме того, взаимодействие милиции с гражданским обществом и местным самоуправлением пока является редкостью. Совместные планы способны эти проблемы решить и поднять социальное партнерство на качественно иной уровень.
Гражданский союз разработал «Перспективную модель социального партнерства». В ней предлагаются подробные механизмы и этапы совместного планирования и перечислены изменения для законодательства.
Благодаря в том числе усилиям Гражданского союза, совместные планы уже упомянуты в некоторых документах правительства. Но этого явно недостаточно, так как в них пока отсутствует методика по их разработке, реализации и оценке. Разработанная Гражданским союзом модель призвана восполнить имеющиеся пробелы в законодательстве.
Внедрение модели будет способствовать нескольким важным изменениям:
- Учет в практической деятельности милиции и других официальных структур потребностей населения. На местном уровне милиция, органы МСУ и другие структуры смогут на регулярной основе получать информацию о приоритетах населения в обеспечении общественной безопасности, интегрировать эти запросы в свою деятельность, отчитываться о проделанной работе перед жителями и друг перед другом. Распространение совместного планирования на районный и национальный уровни позволит государственным органам выстраивать свою деятельность исходя из потребностей регионов и передавать стратегические приоритеты на места всем заинтересованным сторонам.
- Высвобождение скрытого потенциала МСУ и общественности в обеспечении безопасности. На местном уровне участие в определении приоритетных проблем, составлении и реализации совместных планов позволит органам МСУ и общественности осознать свою роль в поддержании общественной безопасности. На национальном и районном уровнях совместное планирование позволит вовлечь в единый процесс ключевые общественные объединения и международные организации, а также государственные органы, которые прежде не видели своей роли в решении данных вопросов.
- Ориентированность на результат, а не только на процесс. Совместные планы позволят милиции, органам МСУ и другим сторонам действовать согласованно. А оценка будет производиться на основе достигнутых результатов в решении проблем на местах.
- Адресное финансирование для решения проблем. Деятельность в рамках совместного плана будет вытекать из анализа ситуации и потребностей групп интересов. Благодаря этому становится ясно, на решение каких проблем государство, местное самоуправление и донорское сообщество должны направить усилия.
Гражданский союз намерен продолжать деятельность по развитию подхода совместного планирования. Успешный опыт пилотных аймаков и городов планируется передать другим муниципалитетам. Перспективная модель социального партнерства будет представлена лицам, принимающим решения.