В Бишкеке стартовал республиканский конкурс среди студентов «Кыздын кийими» в рамках проекта «Кийиз Дүйнө-көчмөн руху», направлен на сохранение традиционных знаний о кочевой жизни и возрождение традиционной кочевой одежды кыргызского народа, сообщают организаторы.
Цель конкурса — поднять значимость и популяризация традиционной одежды кыргызского народа, а также повышение способностей студентов в работе с носителями традиционных знаний и традиционными методами.
Порядок проведения конкурса:
- Изготовление одного костюма для девочки (возраст 7-13 лет);
- Каждый участник должен предложить полноценный костюм (ансамбль: обувь, нижнее белье, платье, верхняя одежда, головной убор и украшения);
- Конкурсант должен рассказать жюри об использованных информационных материалах и исторических источниках;
- Крой одежды должен соответствовать традиционной технике и должен охватывать конец ХIХ и начало ХХ веков;
- Учитывается исполнение ручного традиционного пошива;
- Разрешается использование старинных сохраненных головного убора, обуви и украшений;
- Приветствуется работа участников с носителями традиционных знаний в качестве информатора;
- Не допускаются к использованию синтетические материалы, готовые пластиковые и другие современные украшения.
В состав жюри вошли этнографы, носители традиционных знаний и специалисты в сфере изготовления одежды.
Основные критерии оценки конкурса:
- Полный набор девичьего костюма (ансамбль);
- Традиционная выкройка одежды;
- Ручное шитье традиционным методом;
- Схожесть использованных тканей со старинными и их натуральность;
- Правильное применение украшений;
- Использование исторических источников и другой информации.
Гран-при конкурса составит 20 тыс. сомов и фотосессия, первое место – 15 тыс. сомов и фотосессия, второе место – 10 тыс. сомов, третье место – 5 тыс. сомов и поощрительные призы.
«В конкурсе могут участвовать студенты вузов, колледжей, лицеев, техникумов со всего Кыргызстана обучающиеся по направлениям: прикладное искусство, дизайн одежды, кройка и шитье, рукоделие», – говорится в сообщении.