Сектор нефтетрейдинга переживает сегодня не самые лучшие времена, и на это есть причины. Одна из проблем – нелегальный импорт ГСМ из Казахстана. Об этом сообщил заместитель исполнительного директора Международного делового совета Данияр Медеров на круглом столе «Деловая повестка бизнеса» в Бишкеке.
В прошлом году были периоды, когда нелегальный ввоз ГСМ составлял до 30% от общего объема импорта, что негативно отразилось на деловой активности сектора, на объемах реализации и, соответственно, на налоговых поступлениях в госбюджет.
«Причина нелегального импорта ГСМ заключается в огромной разнице цен местных ГСМ по сравнению с казахстанским продуктом. В Кыргызстане базовая ставка акцизного налога на бензиновую группу сегодня составляет 5 тыс. сомов за тонну, в то время как в Казахстане она почти вдвое меньше (в пересчете на валюту КР — 2,3 тыс. сомов). Получается большая разница – в среднем 8 сомов за литр», – информирует МДС.
Между тем в стране есть законодательная инициатива (новая редакция Налогового кодекса КР), предлагающая увеличить базовую ставку налога на ГСМ до 10 тыс. сомов. Это повысит стоимость ГСМ в КР еще на 4 сома, в итоге разница будет уже в 12 сомов. Таким образом, нелегальный ввоз ГСМ станет еще привлекательнее, считают в Международном деловом совете.
«Но по нашим данным, начиная с 2013 года, эта ставка применялась по максимуму. И вполне вероятно, что подобная практика продолжится. Важно, чтобы к этому вопросу был достаточно прагматичный подход, нельзя относиться к нефтетрейдерам предвзято. Почему-то принято думать, что этот сектор приносит сверхдоходы, и к нему порой относятся как к «дойной корове»», – уточнил исполнительный директор МДС Данияр Медеров.
В рамках Евразийского экономического союза предполагается гармонизация налоговых ставок. Но при этом гармонизация не должна происходить в ущерб государству. Почему нужно «подтягивать» ставку акциза до российского уровня (в пересчете на сомы – около 11 тысяч), не учитывая разницы в экономическом развитии стран и состоянии нефтегазового сектора, задаются вопросом в МДС.
«Правительству не следует допускать обременений для нефтетрейдеров. Такие вопросы нужно обсуждать с бизнесом, и принимать решения исходя из взаимных интересов. О важности сектора можно судить по объему налогов, выплаченных нефтетрейдинговыми компаниями в госбюджет. В 2016 году они составили порядка 6 млрд сомов, или 10% от общих доходов госбюджета», – отмечают в Международном деловом совете.