Редакция K-News подготовила серию статей, где руководители HR-отделов ведущих кыргызских компаний будут делиться секретами успешного прохождения собеседования.

В этом выпуске руководитель службы развития персонала ООО «Скай Мобайл» Айнура Кошоева поделилась тем, как правильно преподнести себя на интервью, какие ошибки чаще всего встречаются у соискателей, а также о новых методах подбора персонала.

Подготовка к собеседованию

Я бы посоветовала ответственно подойти к собеседованию и учесть три главных аспекта:

1. Подумайте, как преподнести себя именно в качестве компетентного специалиста. Краеугольной темой любого собеседования является профессиональная подготовка кандидата на должность. Важно заранее изучить запрашиваемые компанией компетенции и объективно проанализировать свои сильные и слабые стороны на желаемую позицию. В перечне требований вакансии работодатель больше описывает свои ожидания от будущего сотрудника, и готов идти на компромиссные решения в случае соответствия кандидата с профилем соответствия на 60%. Претендент заранее может расставить акценты, обозначив свои преимущества и таким образом быть готовым ответить на столь частый вопрос от рекрутера: «Ваши сильные и слабые стороны и почему вы считаете их таковыми?»

Не забудьте и вы подготовить и, главное, озвучить свои вопросы HR-специалисту. К примеру, такие: Каковы будут ваши функции? Что именно ожидают от вас в качестве нового участника команды? Какие возможности карьерного роста и профессионального развития может вам предложить компания? Существует ли у организации система адаптации новых сотрудников, если да, то в чем ее суть? Важно прояснить с работодателем все важные для вас моменты на берегу.

2. Уделите большое внимание содержательной части беседы с будущим работодателем. Найдите время ознакомиться с официальным сайтом компании, ее страницей в социальных сетях, узнать последние новости компании и тренды развития отрасли, в которой она работает. Если кандидат на собеседовании сможет поддержать разговор о будущем компании, сфере ее деятельности и через эту призму представить свои сильные стороны в качестве нового члена команды, безусловно, это будет отличной возможностью «продать себя» работодателю. Кроме того, соискатель может изучить тренды той области, в которой он специализируется, чтобы понять в каком направлении он мог бы расти в компании сам и способствовать ее развитию. Например, в рекрутинге мировой тенденцией сегодня является автоматизация поиска, подбора и оценки кандидатов. Зная это, претендент на позицию сотрудника службы по управлению персоналом на собеседовании может предложить свои идеи в этом направлении.

3. Не открою Америку, если скажу, что внешний вид для потенциального работодателя имеет почти такое же значение, как и ваше содержание. При первой встрече рекрутер, не знакомый с вашим опытом и профессиональным навыками, волей-неволей столкнется с впечатлением о вас, которое сложится исходя из того, что вы говорите и как вы выглядите.

Также вам нужно изучить культуру компании и требования к дресс-коду. Например, в нашей компании сотрудникам близок стиль casual. Соответственно приходить в очень строгом, официальном костюме вовсе необязательно, так как мы больше за яркость, креативность и индивидуальность в одежде. При этом мы принимаем во внимание тот факт, что нужно уважать коллег, которых мы можем раздражать или отвлекать нашим внешним видом.

Ошибки, совершаемые респондентами на собеседовании

Среди часто допускаемых оплошностей, которые в итоге влияют на решение рекрутера, первое место, пожалуй, занимает плохое представление претендентов себя. Самопрезентация – это реальный шанс убедить работодателя в ваших профессиональных качествах, исключительности и перспективности. Односложные или, наоборот, слишком затянутые ответы не дадут вашему визави полноценное представление о вас как о профессионале и личности.

Если интервьюер знаком с вашим резюме, на собеседовании нет смысла его пересказывать – используйте отведенное вам время на то, чтобы предоставить работодателю правдивую информацию, соответствующую обсуждаемой теме, а также его ожиданиям. Приведите в качестве примера парочку успешно решенных вами сложных ситуаций или задач, которые наиболее эффектно вас характеризуют как мастера своего дела. Скромность здесь вам не пригодится. Впрочем, откровенная самореклама тоже может сыграть злую шутку.

Непростительной оплошностью является неорганизованность кандидата. Недоумение рекрутера может вызвать ваше опоздание на собеседование без предупреждения или отсутствие у вас требуемых документов, в том числе рекомендаций.

Если вас спрашивают о хобби, не перечисляйте все просто подряд, постарайтесь связать навыки с вашей работой. Если вы увлечены фото или видеосъемкой, у вас неплохо получается вести свой блог в социальных сетях, вы хороший оратор и участвуете с удовольствием в дебатах, то, скорее всего, это будет хорошим подспорьем в вашей деятельности в компании. Неважно, на какую вакансию вы претендуете – инженера, бухгалтера, райтера, аналитика. В любой современной, развивающейся компании стремление к творчеству, созиданию, умение отстаивать свои убеждения приветствуется.

Не нервничайте, не раздражайтесь на неудобные вопросы. Не ждите, пока вас прервут, потренируйтесь рассказать о себе кратко заранее (дома с родными или друзьями). Отнеситесь к собеседованию не как к экзамену или допросу, а как к интересной беседе.

К слову, в «Билайн» мы постарались создать комфортную атмосферу для кандидатов. Комната для собеседований не предполагает традиционного стола, где рекрутер и кандидат сидят друг против друга. Есть удобный диван, бин-бэги, мы предлагаем ароматный кофе или чай, сладкое, чтобы человек мог свободно себя почувствовать, раскрепоститься и продемонстрировать свои лучшие качества и представить лучшие компетенции. То есть, мы активно работаем над изменением в общепринятом смысле этого процесса и представляем его как разговор двух партнеров, которые общаются для поиска общих знаменателей.

И еще важный совет напоследок! Постарайтесь задать рекрутеру все интересующие вас вопросы о компании, вашей позиции, возможностях для дальнейшего роста. Поверьте, интервьюер будет рад ответить, для него это сигнал о том, что вы рассудительный, целеустремленный специалист, который рассматривает будущее место работы как возможность продемонстрировать свои лучшие знания, навыки и ждет от компании адекватного отношения к себе.

Наиболее ценные кадры для компании

Несомненно, ценятся специалисты, готовые к изменениям. В быстро меняющемся мире это необходимое качество. Независимо от должности и рода деятельности организации, каждый сотрудник должен быть готов быстро и гибко реагировать на изменения – не бороться с переменами, а управлять ими. Востребованы специалисты, желающие обучаться самостоятельно и вдохновлять других на постоянное развитие. При этом важно смело брать ответственность, не бояться пробовать и ошибаться. Пришло время профессионалов, всегда находящихся в поиске новых методик, новых инструментов в своей работе, в целях повышения эффективности ставящих себе новые задачи, умеющих работать в команде и создавать коммуникации внутри и вне организации (нетворкинг).

Может ли претендент, уступающий остальным по опыту, занять предлагаемую позицию?

Да, таких историй предостаточно. Многие кандидаты с солидным стажем за плечами считают опыт обязательным условием принятия на работу. А для нас опыт – это не якорь, который держит сотрудника, а трамплин для следующего прыжка. Нам нужны сотрудники, которые будут всегда в поиске новых решений и для кого опыт – это всего лишь возможность найти еще что-то новое.

При принятии решения мы учитываем, в первую очередь, потенциал и желание человека искать, создавать, улучшать.

Новые методы подбора персонала

Я бы хотела рассказать о новом методе подбора персонала нашей компании – видео-интервью. Мы гордимся, что первыми в Кыргызстане ввели его в практику.

Cуть в том, что в первом этапе отбора мы рассматриваем не традиционное письменное резюме кандидатов, а предоставленный ими видеофайл, где соискатель рассказывает о себе, своих качествах, навыках, знаниях и отвечает на наши вопросы. В основном, они касаются не опыта предыдущей трудовой деятельности или образования, а мнения человека о предлагаемых ситуациях, его воображаемых действий. Чтобы записать видео-интервью, соискателям нужна видеокамера ноутбука или телефона и, конечно, готовность представить себя в лучшем свете. Отобранным после видео-интервью кандидатам отправляется тест, по результатам которого выявляются ценностные характеристики, мотивирующие факторы и аналитические способности претендентов. Если специалист подходит, мы приглашаем его на очное интервью, чтобы получить о нем полную картину.

Мы пришли к этому опыту неслучайно. Практика показала, что большинство присланных резюме не соответствуют нашим требованиям. Наиболее часто встречающиеся ошибки – громоздкий текст на несколько страниц, резюме, неориентированное под конкретную вакансию, отсутствие сопроводительного и рекомендательных писем. К тому же мы учли и тот факт, что резюме часто не отражает истинный уровень профессионализма кандидата, его личностные характеристики, в том числе коммуникабельность и многое другое. Видео-интервью дает шанс оценить человека более качественно, выявить его потенциал уже на первом этапе отбора.

Поделитесь новостью