Социолог — о насмешках над инвалидами, псевдо-пандусах и проблемах городской среды

Автор -
402

История о водителе микроавтобуса, издевавшемся над девушками с ограниченными возможностями здоровья, ехавшими с мероприятия с Иссык-Куля в Бишкек, вызвала широкий резонанс в обществе. Очевидец произошедшего и по совместительству сопровождавшее девушек с ОВЗ лицо — социолог Назгуль Кулова — заявила, что будет добиваться справедливости и намерена наказать обидчика.

«Сейчас мы ждем ответа от Чуйского ГУВД. Нам сказали, что это займет около двух недель. В зависимости от того, что нам ответят, мы будем действовать дальше. Но я так этого не оставлю», – заявила Назгуль.

В связи с произошедшим KNews решил выяснить у социолога, с какими еще проблемами и трудностями сталкиваются люди с ОВЗ в Кыргызстане.

Назгуль, расскажите, что связывает Вас с людьми с ограниченными возможностями здоровья?

Я окончила БГУ по специальности «социология». Кроме того, я проходила обучение в Tokyo International University. В данное время я занимаюсь социальной деятельностью, по мере сил помогаю лицам с ограниченными возможностями в физическом развитии. Я много лет дружу с Укей Мураталиевой, председателем правления Общественного объединения девушек с ограниченными физическими возможностями «Назик Кыз». После моего возвращения из Японии в апреле прошлого года мы стали теснее общаться, и я стала ей помогать по мере возможности.

В Кыргызстане проживает порядка 170 тыс. людей с ограниченными возможностями здоровья.
Как Вы считаете, Кыргызстан можно назвать комфортным для проживания лиц ОВЗ?

Нет, наша республика ни в коей мере не является комфортной для проживания людей с ограниченными физическими возможностями. Люди с ОВЗ постоянно сталкиваются с трудностями в нашем обществе: недоступностью городской среды, предрассудками, стереотипами, нехваткой элементарных технических средств реабилитации и так далее.

Что Вы подразумеваете под недоступностью городской среды?

По нашим улицам просто невозможно передвигаться лицам с ограниченными физическими возможностями. Да даже здоровым людям трудно ходить по многим нашим тротуарам, а для колясочников – это вообще выше их возможностей. Большинство тротуаров даже в Бишкеке представляют собой какую-то полосу препятствий.

Однажды я толкала коляску по улице Горького от «Вефы» до улицы Панфилова, после чего у меня два дня болели руки, настолько там неровный тротуар. Потом нужно было идти вниз по улице Панфилова, а там тротуар еще хуже — с коляской вовсе невозможно пройти. В результате нам пришлось идти по проезжей части и надеяться, что машины нас пожалеют и не собьют.

А что насчет пандусов? Они удобны в использовании? Их достаточно по городу?

То, что в Бишкеке принято называть пандусами, на самом деле ими не является. Я не знаю, для чего эти сооружения сделали. Может, для того, чтобы дети зимой катались, или это просто такой элемент декора. Но пользоваться ими опасно для жизни. Например, пандус в «Бета Сторес», что на проспекте Чуй: пожалуйста, покажите мне хотя бы одного колясочника, который смог воспользоваться им самостоятельно и остаться в живых?

Нам с подругой приходилось им пользоваться: в одном случае коляску поднимали вверх два молодых парня, а спускал большой сильный мужчина. И так с большинством подъемников. Свою прямую функциональную обязанность большинство так называемых пандусов в Бишкеке не выполняет в силу того, что наклон пандусов убийственно крутой либо их ширина уже, чем сама коляска.

Какие еще преграды для комфортного проживания лиц с ОВЗ Вы можете назвать?

Очень мешают передвижению колясочников арыки для стока воды, расположенные поперек многих тротуаров. Например, по проспекту Мира от улицы Киевской и выше мы насчитали пять таких арыков. В них проваливаются передние маленькие колеса колясок, поэтому приходится разворачиваться и задними широкими колесами ехать вперед.

Еще хочу отметить транспорт: он же совершенно не приспособлен для людей с ОВЗ. Вернее, такой транспорт есть — это новые большие автобусы со встроенными пандусами, но они почему-то не используются.

В Японии я видела, как колясочники спокойно пользовались общественным транспортом. Стоит человек с ОВЗ на остановке, подъезжает автобус, водитель выходит, вытягивает пандус из под ступенек, закатывает колясочника, поднимает сидения напротив средней двери. А потом также помогает спуститься на нужной остановке. Почему наши водители этого не делают? Я не думаю, что так трудно научиться этим простейшим действиям.

Как Вы считаете, что необходимо сделать для того, чтобы людям с ОВЗ было комфортно жить в нашей республике?

Как минимум, сделать городскую среду доступной для людей с ограниченными физическими возможностями, а также очень важно реализовать их право на образование. Не лишним будет проводить просветительскую деятельность для населения, чтобы люди не смотрели удивленно на людей с ограничениями в физическом развитии, чтобы дети не смеялись и не спрашивали громко вслух: «А почему они на колясках?» И, конечно, необходимо поднять размер пенсии по инвалидности. Ведь на 3 тыс. сомов сегодня прожить просто невозможно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться