Все страны Центральной Азии внедрили в своих городах проект «Безопасный город»: Туркменистан, Казахстан, Таджикистан, теперь и Узбекистан. Кыргызстан уже шестой год заявляет о своих планах, но к действиям не переходит. Инициативная группа «Граждане, требующие безопасный город» решила изучить опыт соседей по установке и обслуживанию камер фиксации нарушений правил дорожного движения.

Таджикистан. Уже четыре года.

В Душанбе проект «Безопасный город» начал работать с первого ноября 2013 года. Несмотря на то, что камеры были установлены не везде, в первый же день работы они зафиксировали 17 тыс. фактов нарушений ПДД.

Первый этап проекта завершили за полгода. В городе установили 855 камер видеонаблюдения на 75 перекрестках и центральных улицах столицы. Далее начался второй этап, в рамках которого количество улиц увеличили до 95, а камер – до 1,2 тыс. Дополнительно еще 800 дополнительных камер видеонаблюдения установили в общественных местах и парках.

«С началом запуска проекта «Безопасный город» в столице (Душанбе) зафиксированы свыше 1,2 миллиона нарушений правил дорожного движения, штрафы составили около 73 миллионов сомони», – сказал в феврале 2017 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон. За время своей работы проект «Безопасный город» заработал около 8 млн долларов США.

Наша группа недавно побывала в Душанбе. Результаты проекта очевидны. Водители автомобилей в основном останавливаются за 1-1,5 метра до стоп-линии. Есть, конечно же, проблемы, особенно с пешеходами, которых система не может пока распознать и оштрафовать. Но в целом там число смертей на дорогах в 2-3 раза меньше, чем в Кыргызстане. Кстати, сайт МВД регулярно публикует имена злостных нарушителей. Водители могут проверить на веб-ресурсе свои данные, в том числе не висят ли на них штрафы.

[tds_note]Проект «Безопасный город» оценивается в $22 млн. Из этой суммы $20,9 млн. — китайский долгосрочный кредит, выданный в рамках ШОС. Оставшиеся $1,1 млн. – доля таджикской стороны. Ожидается, что кредит в течение 20 лет будет возвращен за счет штрафов, которые выплатят нарушители правил дорожного движения в столице. Реализацией проекта занимается китайская телекоммуникационная компания HUAWEI. Она предоставляет оборудование и обслуживает систему «под ключ».[/tds_note]

Проект состоит из шести частей: центр управления, система регулирования дорожного движения, система контроля светофоров, система общественной безопасности, система поиска транспортных средств и система видеонаблюдения.

Согласно информации компании HUAWEI, их система «Безопасного города» обеспечивает круговую защиту, всесторонний контроль, визуальное управление, быстрое принятие решений, общий доступ к ресурсам различных регионов и функции интеллектуального анализа системы охраны правопорядка. Эти возможности позволяют контролировать происшествия перед, в процессе и после их возникновения.

Казахстан. Уже почти 10 лет.

Еще в 2006 году в Астане была установлена 131 камера видеонаблюдения, с помощью которых 14 диспетчеров контролировали перемещение охраняемых лиц. Такие же камеры были в других городах Казахстана. Шымкентские власти в том же году заключили контракт с израильской компанией «DOUBLE CONTACT TRADING LTD» на установку системы видеонаблюдения для визуального контроля дорожных потоков.

К началу 2011 года власти Астаны выделили еще $1,5 млн, и на их улицах появились 649 камер. К 2012 году в Алмате работало 2500 камер, которые были установлены во всех школах, больницах, детских садах и на перекрестках. В настоящий момент в Астане работают 2 тыс. камер видеонаблюдения, а в Алмате охвачены 4 тыс. дворов.

Камеры фиксации нарушений ПДД в Астане.

Что касается дорожного движения, то в городах Казахстана зачастую используют скоростемеры автоматической системы «Red speed» и систем контроля дорожного движения «Интегра-КДД».

Установленные в Астане 57 скоростемеров Red Speed и 13 систем «Интегра-КДД» за три месяца выявили 8,328 нарушений ПДД и оштрафовали водителей более чем на 133,5 млн тенге ($400 тыс.). Полицейские отмечают, что в местах установки скоростемеров не зафиксировано ДТП с человеческими жертвами.

В другом казахском городе – Костанае – в 2009 году установили всего 9 скоростемеров Red Speed. За семь лет эти камеры зафиксировали 157 тыс. 245 правонарушений, оштрафовали водителей на общую сумму 228 млн тенге ($700,000), из которых взыскано 169,6 млн ($522,000).

На графике видно, что с момента запуска этих камер нарушения ПДД в Костанае уменьшались. Например, в 2013 году наблюдалось десятикратное уменьшение правонарушений. А вот в 2015 году произошел резкий подъем нарушений, но все же число здесь в три раза меньше, чем в 2009 году.

Примеры установки RedSpeed в Казахстане (г. Астана). ntc-np.kz
[tds_note]«Полученные изображения и данные по оформленным нарушениям кодируются и записываются на специализированный носитель, исключающий возможность перезаписи, — уточняют власти. — Данные защищены от вторжения с использованием высоконадежной промышленной системы шифрования».[/tds_note]

Система «Интегра-КДД», используемая во всех городах Казахстана, способна самостоятельно фиксировать и штрафовать по следующим нарушениям:

  • проезд на запрещающий сигнал светофора;
  • пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал светофора;
  • пересечение или движение транспортного средства по сплошной линии;
  • выезд автотранспорта на полосу встречного движения;
  • фиксация факта стоянки (остановки) в неположенном месте;
  • несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги;
  • нарушение правил проезда железнодорожных переездов;
  • фиксация проезжающих ТС с определением государственного номера;
  • сохранение информации о проезжающих ТС в локальной базе данных;
  • возможность удобного просмотра локального архива проехавших ТС;
  • проверка распознанных номеров ТС по локальной базе данных ПЦ УДП ДВД для установления лиц уклоняющихся от уплаты административных штрафов за нарушение ПДД и принятия к ним мер, предусмотренных законом;
  • определение скорости движения автотранспорта и выявление нарушений скоростного режима с регистрацией в базе данных (БД) превышения скорости с градацией: на 10, 20, 40 и свыше 60 км/ч;
  • фиксация невключения (неисправности) ходовых огней в заданное время суток.
Технология работы системы

Правонарушения в автоматическом режиме поступают на сервер процессингового центра ДВД области. Система выполняет автоматический поиск автомашины по базам данных полиции на предмет розыска или оперативного контроля. Информация о необходимости уплаты штрафа высылается по месту жительства автовладельца, согласно данным базы МВД Республики Казахстан через «Казпочту».

Туркменистан. Уже 8 лет.

В столице Туркменистана Ашхабаде проект «Безопасный город» запустили в июне 2009 года. Российская компания «Вокорд» поставила в городе 80 каналов уличного наблюдения Vocord Tahion и 53 рубежа автоматической фиксации нарушений ПДД на базе Vocord Traffic. Этими камерами оборудовали большинство магистральных улиц и проспектов города.

Карта камер фиксации нарушений ПДД в Ашхабаде.

Согласно данным дипломатических служб, власти не анонсировали запуск системы в СМИ. Жители Ашхабада узнали о ее существовании только после того, как начали получать уведомления о штрафах. Более того, не все камеры расположены на видных для водителей местах. Согласно инструкции МИД Великобритании, в Ашхабаде нет и знаков о камерах фиксации.

В целом, система состоит из цифровой камеры высокого разрешения, радиолокатора обнаружения скорости, PAL-видеокамер, инфракрасных импульсных прожекторов и специализированного сервера и программного обеспечения для сбора и анализа данных. Она автоматизировала круглосуточный мониторинг улиц и может распознавать и фотографировать номерные знаки нарушителей ПДД и собирать статистику движения.

[tds_note]После сбора данные передаются в наблюдательный центр Департамента дорожной полиции МВД. Уведомления о штрафах отправляются на домашние адреса водителей, с фотографией их автомобиля, номером номерного знака, описанием их предполагаемого нарушения ПДД и счетом за нарушение.[/tds_note]

Компания «Вокорд», установившая эту систему в Ашхабаде, заявляет, что она способна фиксировать до пятнадцати типов нарушений, среди которых превышение скорости, неправильная парковка, случаи, когда водитель не пропускает пешехода, поворот через несколько рядов.

Система контроля дорожного движения Vocord Traffic, согласно данным их официального сайта, круглосуточно работает в полностью автоматическом режиме. При любых погодных условиях выполняет следующие функции:

  • выявление и автоматическая фиксация нарушений ПДД на перекрестках, линейных участках дорог, железнодорожных переездах и городских улицах,
  • проверка транспортных средств по базам розыска в реальном времени и моментальное оповещение оператора,
  • наблюдение за дорожной обстановкой и оповещение соответствующих служб об инцидентах, сбор статистики дорожного движения и составление отчетов,
  • распознавание всех типов номеров транспортных средств и фиксация всех проезжающих машин вне зависимости от времени суток, времени года и погодных условий,
  • высокое качество фотоматериала в ночное время суток: на фото хорошо видна машина и даже водитель,
  • формирование доказательной базы (фото, видео) по каждому нарушению и автоматическая выгрузка в ЦАФАП ГИБДД. Все данные уходят и в архив.
  • измерение местоположения, траектории движения и скорости транспортных средств (ТС), в том числе средней скорости на участке дороги
  • сбор статистики дорожного движения: количество машин, минимальная/максимальная/ средняя скорость, средняя плотность движения
  • защита данных от несанкционированного доступа: электронная цифровая подпись, полное журналирование всех действий в системе.

Что касается видов фиксации нарушений ПДД, то их более 15 видов:

  • превышение скорости: мгновенной и на участке дороги с возможностью установки лимитов скорости для каждой полосы,
  • нарушения на перекрестках: проезд на красный свет, заезд за стоп-линию, запрещенные поворот/разворот, поворот из запрещенного ряда, остановка на пешеходном переходе, запрещенные маневры,
  • нарушения на ж/д переездах: переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, проезд на запрещающий сигнал светофора, остановка или стоянка на ж/д переезде, стоянка ближе 50 м от ж/д переезда,
  • пересечение сплошной линии, выезд на встречную полосу движения,
  • стоянка и остановка в неположенном месте,
  • выезд на полосу для общественного транспорта, пешеходную или велосипедную дорожку, трамвайные пути встречного направления,
  • непропуск пешехода на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе,
  • превышение максимальной допустимой массы, нагрузки по осям (при интеграции с WIM-системами).

Данных о количестве зафиксированных правонарушителей и выплаченных штрафов в открытом доступе не обнаружено.

Узбекистан. Уже четыре месяца. 

В Ташкенте официально запустили камеры видеофиксации нарушений ПДД всего 4 месяца назад – 15 марта 2017 года. Всего там охватили 115 перекрестков из 400, где установили 883 камер.

Пока камеры фиксирует только два вида нарушений: (1) проезд на красный сигнал светофора; (2)превышение скоростного режима. Чуть позже начнут фиксировать пользование мобильным телефоном и непристегнутый ремень.

[tds_note]В первый же день работы камеры зафиксировали 8 тыс. нарушений ПДД. За несколько месяцев нарушения сократились в 8 раз – сейчас, по словам министра внутренних дел Узбекистана Абдусалома Азизова, их стало всего около 1 тыс. в день.[/tds_note]

В Ташкенте заявили, что за первые полтора месяца работы камер число ДТП снизилось почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Жители Ташкента сообщают о том, что водители стали останавливаться перед стоп-линией и почти прекратили проезжать на запрещающие сигналы светофора.

© Шухрат Латипов / «Газета.uz»

Благодаря этим камерам в городе удается привлекать к ответственности и чиновников, нарушающих ПДД. Недавним примером оказалась автомашина мэрии Ташкента, которая за одну только неделю нарушила ПДД 12 раз: 5 раз превысила скорость и 7 раз проехала на запрещающий сигнал светофора. Штраф составил 2,8 млн сумов.

Проблемы с вождением общественного транспорта тоже не остались в стороне. В первый же месяц камеры зафиксировали 191 факт проезда на красный сигнал светофора со стороны водителей рейсовых автобусов. Транспортная компания оплатила штрафы.

[tds_note]В целом, на уплату штрафов водителям дают два месяца. Иначе машину забирают на штрафстоянку. Интересы автовладельцев тоже учли. Они могут выяснить всю интересующую информацию о штрафах по телефону круглосуточной «горячей линии» или на специализированном сайте.[/tds_note]

Вся информация с камер собирается в Компьютерном центре УБДД ГУВД столицы. Здесь она автоматически анализируется, при нарушении ПДД компьютерная программа составляет постановление о нарушении и заносит его в базу данных. По данным УБДД, работа системы не предусматривает человеческого вмешательства.

Теперь все областные центры Узбекистана готовятся к запуску системы видеофиксации нарушений ПДД. Более того, термин «Безопасный город» в соседней стране понимают шире, власти намерены установить камеры распознавания даже во дворах. Для этого глава МВД РУз Абдусалом Азизов провел переговоры с делегацией Китайской аэрокосмической научной и промышленной корпорации (CASIC). Вплотную изучают опыт Китая и Южной Кореи в этом направлении.

Кыргызстан. Сколько еще ждать?

В Кыргызстане идею «Безопасного города» уже поднимают более 6 лет. В 2011-2012 годах решили оснастить улицы Бишкека 1 750 камерами видеофиксации нарушений ПДД.

[tds_note]Изначальный тендер с китайской компанией Beijing Construction Engineering Group на $84 млн сорвался и был аннулирован после смены правительства. Следующий тендер, в котором с бюджетом в $62 млн выиграла российская компания ОсОО «Стилсофт», был также сорван в связи с тем, что глава МВД КР отказался подписывать договор с этой компанией. Судебная волокита, начатая исками от этих компаний и от МВД КР, продолжается, а реализация проекта умерла, еще не начавшись.[/tds_note]

В итоге Кыргызстан оказался единственной страной в Центральной Азии, которая не внедрила проект «Безопасный город».

Поделитесь новостью