Для определения туристического потенциала страны в рамках проекта «М-Репорт» Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики (НИСИ КР) совместно с Детским фондом ООН в Кыргызстане (ЮНИСЕФ) проведен соцопрос среди молодежи «Развитие туризма в Кыргызстане». Целью опроса стало изучение мнений молодежи, насколько они оценивают туристическую привлекательность своего места жительства, выявление основных проблем туризма и обозначение пути их решения.
Объем выборки составил 527 респондентов со всех регионов республики.
По результатам полученных данных, 83% респондентов считают, что населенный пункт, где они проживают, является туристическим или имеет туристический потенциал/ привлекательность. 43% их них считают, что если вложить средства в их населенный пункт, то он может стать местом для туристов. 6% предполагают, что их населенный пункт уже имеет туристический потенциал, остается только рассказать об этом всем. 34% участников опроса считают, что населенный пункт где они живут, уже является местом для туристов.
Респондентам предложено ответить на вопрос «Как ты считаешь, стоит ли Кыргызстану делать акцент на туризм для развития страны?». Согласно мнению большинства 81% считают, что стоит. 19% считают иначе, что Кыргызстан имеет уникальную природу и следует ее оберегать (12%), а также что следует делать уклон на другие сферы в качестве пути развития для страны – 7%.
В ходе исследования стало известно, что большая часть молодежи оценила отношение к туристам из иностранных государств положительно (81%). Большинство из них охарактеризовали отношение к иностранным туристам как доброжелательное (41%). Лишь 6% респондентов считает, что местное население относится к туристам агрессивно и осторожно (7%).
Респонденты отметили ряд факторов, тормозящих развитие туристической привлекательности их места жительства. Треть респондентов (29%) считают, что неразвитая инфраструктура минус для Кыргызстана, как места для туристов, далее по популярности расположились политическая нестабильность (22%) и факт, что иностранные туристы не знают о существовании такой страны как Кыргызстан (22%). Относительно неразвитой инфраструктуры, участники опроса больше всего уделяют внимание проблемам плохого состояния дорог, внешнего вида городов, сел в которых они живут, а также малое количество развлекательных центров, парков (вероятней всего за пределами Бишкека). Касательно политической нестабильности, случившиеся две революции, в промежутке 10 лет, отпугивают желание иностранных туристов приезжать в Кыргызстан.
По мнению опрошенных, плюсами являются возрастающая популярность Кыргызстана, как туристического места, с уникальной историей и культурой в мировом сообществе (37%), далее идет тот факт, что туризм приносит вклад в экономику Кыргызстана (30%), косвенно от туризма развивается местный бизнес, так считают 11% респондентов, а также инфраструктура в Кыргызстане изменяется в лучшую сторону благодаря туризму (11%).
В качестве наиболее важных действий для привлечения туристов, респонденты отметили:
- организация ежегодных фестивалей, ярмарок и выставок, можно и нужно привлекать туристов (24%);
- информационная кампания (32%), создание видеороликов, радиопередач и статей для размещения в СМИ, а также продвижение Кыргызстана в сети Интернет.;
- улучшение инфраструктур (15%);
- политическая стабильность (12%).
На данный вопрос некоторые из участников (13%) предложили собственный вариант. Так выдвинуты следующие предложения: рекламировать Кыргызстан через туристические агентства в зарубежных странах, улучшить качество сервиса, изменить поведение людей в Кыргызстане, обеспечить безопасность для туристов, а также сохранить экологию/ не мусорить.
Касательно решения задач, которые являются наиболее приоритетными, для развития туризма, мнения респондентов разделились. Обеспечить общественный порядок и безопасность туристов в местах их пребывания считают необходимым 19% респондентов, то 18% считают, что следует создать и реализовать культурно-познавательные туры по Кыргызстану, и повысить уровень сервиса и знания языка среди населения. 24% обратили внимание на проблему неразвитости инфраструктуры в Кыргызстане, в частности, что нужно проводить работы по благоустройству мест отдыха и населенных пунктов, с аэропортами местного значения и с дорожной инфраструктурой, и выделили как основную задачу, которую следует решить для развития туризма в Кыргызстане. Только 16% отметили разработку концепций туристических брендов областей и городов, как приоритетной для развития туризма в Кыргызстане.
В целом, можно сказать, что заинтересованная в данной теме молодежь видит туристический потенциал Кыргызстана, весьма положительно относится к иностранным гостям, тем самым признавая, что следовало бы придерживаться подобного пути развития, в качестве страны для туристов. Однако, для того чтобы пойти по данному пути развития существуют некоторые трудности, которые Кыргызстану следует решить, исправить, и идеи, которые следует реализовать, для привлечения туристов и развития туризма в стране.