Министерство внутренних дел Кыргызстана выступило с инициативой — запретить с 1 января 2018 года использовать праворульные автомобили для коммерческого использования, в частности, в качестве такси. Напомним, соответствующий запрет должен был вступить в силу с 1 января 2020 года.
В связи с началом публичного обсуждения проекта постановления «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики («Об автомобильном транспорте» и Кодекс об административной ответственности)», инициированного МВД КР, кыргызстанцы выступили в защиту праворульных такси. Соответствующую петицию, которая предполагает ввод запрета с начала 2020 года, активисты опубликовали на сайте www.change.org.
Авторы петиции уверены: само по себе расположение руля не является решающим фактором в ситуациях, когда автомобилю угрожает опасность. Решающую роль, скорее, играет поведение водителя.
«Помимо комплектации, оснащенности и конструкции безопасность автомобиля в большинстве случаев зависит от его водителя. Не столь важно, например, с какой стороны у «Ауди» находится руль – справа или слева, главное, чтобы ее владелец имел хорошие навыки вождения, сумел грамотно оценить ситуацию на дороге и соблюдал правила дорожного движения, — говорится в петиции. — Любопытно, что именно благодаря своей нестандартности праворульный автомобиль побуждает водителя проявлять повышенную осторожность и внимательность при управлении им — как для собственной безопасности, так и безопасности окружающих автолюбителей и пешеходов.
Пожалуй, основным аргументом противников праворульных машин является неудобство обгона попутных автомобилей. Водителю машины с правым рулем приходится совершать большую маневренность, чтобы выехать на полосу встречного движения. Но если водителю не безразлична собственная жизнь, он постарается риск свести к минимуму, например, воспользуется опцией «обгонная камера», которая позволяет в «мертвой зоне» улучшить видимость».
По словам автора петиции, активиста Айбека Баратова, он хочет донести до правительства КР, президента страны, МВД и всех заинтересованных лиц, что проблема аварийности лежит не в расположении руля, а в том, кто сидит за рулем, как водитель получил водительское удостоверение, настолько он знает и соблюдает ПДД.
В качестве аргументов автор петиции приводит несколько тезисов, которые должны заставить власти отказаться от инициативы запрета на праворульные такси с 2018 года.
- Основная причина всех ДТП — это нарушение ПДД, которое не зависит от того, с какой стороны расположен руль.
- Многие развитые страны не ограничивают владельцев авто с разным расположением руля. Там работает закон, и все его соблюдают. Работает принцип неотвратимости наказания. Например, в Англии левосторонее движение, и большинство автомобилей — с правым рулем наряду с множеством авто с левым. На дорожную ситуацию это никак не влияет. То же самое в Японии.
- До сих пор не существует достоверных доказательств и статистики, подтверждающей более высокую опасность праворульных авто.
- Причинами опасного вождения не являются праворульные такси. Ими являются слабое правоприменение, низкая культура вождения, нарушение ПДД.
- Запрет на праворульные такси с 2018 года создаст дополнительную коррупционную схему для сотрудников УПМ.
- Власти просто обязывают такими методами уходить таксистов в «черный заработок». От этого никому не лучше, а нашей стране даже хуже!
- Новые поправки лишат возможности заработка тысячи граждан, автомобили которых зачастую куплены в кредит и являются единственным источником их доходов.
- Перед тем, как что-либо запрещать, нужно что-то дать, например, общественный транспорт, работающий «как часы». Пока что ничего не предложено взамен водителям праворульных авто.
- Мы считаем, что лучшее решение проблемы правого руля — ничего не делать. Действительно, все рассудит экономика. Мы уверены, что с ростом благосостояния населения правый руль сам собой «сойдет на нет».