Кыргызстан подал обращение в ЕАЭС по фактам нарушения пунктов договора о пересечении кыргызско-казахской границы. Сейчас документ находится на рассмотрении в Евразийской экономической комиссии. Об этом сегодня, 27 октября, сообщил министр экономики Артем Новиков.
По словам министра, процедуру, наблюдаемую на границе, можно назвать «скрытым ограничением торговли из-за длительного прохождения грузовых авто».
Как отметил Новиков, в 2014 году отмечалось падение импорта в Кыргызстан. В 2015 году по сравнению с 2014 наблюдалось снижение импорта на 22% в натуральном выражении. В 2016 году зафиксирован рост на 12% в натуральном выражении, а за счет единого таможенного тарифа объем стоимости вырос на 40%.
«Разница объемов экспорта почти идентична с Казахстаном. И говорить, что из-за Кыргызстана страдает ЕАЭС, означает выражать субъективное мнение. По данным Казахстана, Китай импортировал товара на $5 млрд, а КНР показывает $8,5 млрд. В 2016-м после вступления РК в ВТО разрыв увеличился еще на $1,5 млрд, и объемы снизились на $3,5 млрд. Китай же показывал такие же объемы импорта в $8,5 млрд», — сказал министр экономики.
Артем Новиков также отметил, что средняя стоимость грузов в каждом из автомобилей, простаивающих на границе, составляет $17 тыс. Кроме того, что грузоперевозчики из-за простоев «потеряют» доставляемый товар, она вынуждены будут платить штрафы за несвоевременную доставку грузов. В связи с чем для определения компенсации перевозчикам ведомство готовит анализ по понесенным убыткам. Позже эти документы будут предоставлены в правительство КР.
Напомним, 10 октября Казахстан усилил контроль на границе с Кыргызстаном, что спровоцировало скопление сотен машин на основных контрольно-пропускных пунктах. 18 октября в ходе переговоров глав правительств в Астане проблему удалось частично решить, возобновив пропуск граждан в упрощенном режиме. Однако владельцы грузовых автомобилей по-прежнему испытывают трудности при пересечении границы.