Узбекистан заинтересован в скорейшем разрешении конфликта между Кыргызстаном и Казахстаном. Об этом в интервью пресс-клубу «Содружество» заявил заместитель директора по геоэкономике и геокультуре Центральной Азии Центра традиционных культур Бахтиёр Эргашев.
«Как и во всяком межгосударственном конфликте, в данном противостоянии есть несколько плоскостей. Казахстан и Кыргызстан – страны-соседи с очень тесными экономическими связями. Если ключевым импортером товаров в Кыргызстан является Россия ($914 млн), то второе место занимает Казахстан ($593 млн). Одновременно в Казахстан из Кыргызстана в 2016 году было экспортировано товаров на $274 млн, и Казахстан является вторым после Швейцарии импортером товаров из Кыргызстана. А если учесть, что в Швейцарию на $500 млн. поставляется только золото, то роль Казахстана во внешней торговле Кыргызстана еще больше возрастает. Плюс к этому, на начало текущего года в Казахстане было зарегистрировано 125 тыс. трудовых мигрантов из Кыргызстана. Бесспорно, страны друг для друга важны в экономическом плане. Но у двух соседей априори есть проблемы, которые периодически обостряются. Но всегда их стремились решать и не доводить до серьезного ухудшения в отношениях, как это происходит сейчас», — отмечает Эргашев.
Почему именно сейчас? Эксперт напомнил, что в 2015 году Кыргызстан вступил в ЕАЭС, и в данный момент идет непростой процесс встраивания страны в это интеграционное объединение. Безусловно, на этом пути есть трения.
«К примеру, наличие потерявших и выигравших групп людей, в условиях политической действительности выступающих со своими заявлениями и требованиями. И правительство должно учитывать сложившиеся реалии, такие, например, как потери реэкспортеров китайской продукции. Если посмотреть на статистику, предоставленную Казахстаном, происходит резкое увеличение объемов импорта китайских товаров в Кыргызстан и соответственно — пропорциональное увеличение ввоза этих товаров из Кыргызстана в Казахстан. Специалисты подсчитали, что предполагаемые потери государств-членов ЕАЭС составляют порядка $100 млн, а потери только Казахстана по НДС — $155 млн. Второй аспект. Есть понимание того, что резкие высказывания Атамбаева в отношении Казахстана, его лидера, ЕАЭС, который он сравнил со скотным двором, — также одна из причин конфликта. То есть наряду с экономическим фактором есть и политический, связанный с выборами президента Кыргызстана, когда Казахстан проявил свои симпатии к оппозиционному кандидату», — считает замдиректора Центра традиционных культур.
По мнению Бахтиёра Эргашева, весьма негативную роль сыграло неумение и нежелание Атамбаева вести диалог с соседней страной в приемлемой форме.
«Для него в последнее время очень характерны недипломатичные высказывания на грани вмешательства во внутренние дела – например, резкие и недостаточно продуманные высказывания в адрес первого президента Узбекистана Ислама Каримова, сделанные им за последние несколько месяцев. И эти проблемы в вопросах дипломатического такта у уходящего кыргызского президента играют крайне негативную роль при реализации внешней политики Кыргызстана. Если рассматривать ситуацию в целом, то президентские выборы в Кыргызстане закончены, победил кандидат, кандидатуру которого «пробивал» нынешний президент. Через месяц с небольшим состоится инаугурация нового президента. И вот теперь наступает время налаживания межгосударственных отношений между Кыргызстаном и Казахстаном и преодоления тех негативных последствий, которые создал своими резкими высказываниями нынешний президент. Новому президенту КР нужно решать, что делать с этим «наследством», — отмечает Эргашев.
«Разумеется, восстановление добрососедских отношений, в первую очередь, необходимо Кыргызстану, в силу большей зависимости её экономики от Казахстана. Если говорить о сторонней помощи в урегулировании возникших противоречий, медиатором в данном случае должен выступать не Узбекистан. Необходимо отметить, что задача медиации между руководителями двух стран (РК и КР), как в публичной, так и непубличной формах, все-таки должна решаться в большей степени Россией. И Казахстан, и Кыргызстан – члены ОДКБ и ЕАЭС, где системообразующую роль играет Российская Федерация, и кому, как не ей выступать посредником и решать возникшие противоречия между двумя членами ЕАЭС. Поэтому активность России в данном аспекте целесообразна. Узбекистан же вряд ли будет в той же мере пытаться разрешить возникший конфликт. Поскольку, вероятно, существующие противоречия будут решаться постепенно, в рамках межгосударственных встреч, Узбекистан, не являющийся членом ЕАЭС, не станет формировать отдельную площадку для урегулирования конфликта. С его стороны возможны лишь попытки урегулирования ситуации на неофициальном уровне», — резюмировал эксперт.