Понятия Agile и Scrum не столь широко известны в Кыргызстане, однако это именно тот тренд, который поможет отечественному бизнесу развиваться стремительно, делая клиентов счастливее. Основная идея Agile-практик заключается в том, чтобы избавиться от иерархии внутри организации и вместо этого построить эффективную работу команд, которые смогут оперативно реализовывать любые капризы потребителя и выдавать продукт, который будет на 100 процентов востребованным на рынке.
Если объяснять коротко, то Agile – это образ мышления, а Scrum – это методология и инструмент, который помогает реализовать принципы Agile. Лидирующие мировые компании уже активно продвигают эти принципы.
«У истоков Scrum стоит Kaizen, что в переводе с японского означает «Стремление к совершенству» — это японская философия и практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании бизнес-процессов, управления и всех аспектов жизни. «Кайдзен» в бизнесе — это постоянное улучшение, начиная с производства и заканчивая высшим руководством – от директора до рядового рабочего. Цель кайдзен — производство без потерь. В начале 90-х, когда технологичные компании начали наращивать свои обороты в мировой экономике, Kaizen эволюционировал в Agile, что в переводе означает «проворный» или «подвижный»», — объясняет менеджер проектов компании TimelySoft Нурсултан Сулайманов.
В Кыргызстане экосистема Agile развита пока слабо. На то есть определенные причины, считает лидер Agile-сообщества в Кыргызстане Алмаз Чаначев.
«Причиной слабой экосистемы является как емкость самого рынка в целом, так и рынка IT в частности. Основным двигателем, потребителем и контрибьютером Agile-практик являются софтверные компании, производящие программное обеспечение, IT-компании, предоставляющие различные сервисы (кроме разработки ПО), IT-подразделения банков, сотовых компаний и горнорудных предприятий. По разным оценкам, на рынке IT Кыргызстана трудится от 1000 до 2000 специалистов, а компаний – около 100. Это все, конечно, накладывает свой отпечаток в зрелости Agile-сообщества и экосистемы в целом», — считает Алмаз.
Agile заимел сторонников в Кыргызстане довольно давно, однако по-настоящему собраться представителям кыргызского Agile-сообщества удалось лишь на прошлой неделе. Первый Agile-митап в Кыргызстане прошел в стенах Beeline.
«Ребята давно общались, но никогда еще не собирались вместе. До этого на площадке Beeline проходили встречи HR-сообщества, поэтому опыт в организации подобных мероприятий уже был, и мы взяли на себя инициативу организовать этот митап. Одной из главных целей данного мероприятия является расширение профессиональных связей, проще говоря – нетворкинг. Направление Agile еще пока не сильно развито в Кыргызстане, специалистов в этой области мало, а это достаточно сложный процесс для внедрения, поэтому необходимо расширять границы и делиться опытом», — отметила Scrum-мастер команды Agile-трансформации ООО Скай Мобайл (ТМ Beeline) Рахат Сариева.
Эффективный диалог является залогом того, что клиент всегда остается довольным и получает именно тот продукт, который ему нужен. Именно такую идеологию продвигает Agile-сообщество.
«Сегодня потребитель – король, поскольку в любой сфере деятельности у него есть огромный выбор. У бизнеса сейчас стоит большая проблема – как конкурировать в этих условиях. Недостаточно просто предложить услугу, важно первыми донести ее на рынок и завоевать сердца потребителей настолько, чтобы они среди всего разнообразия предпочли именно тебя. Самый лучший способ завоевать внимание клиентов – сделать для него максимально нужный ему продукт, а чтобы это сделать, нужно уметь слышать клиента и вести с ним диалог», — считает руководитель службы по стратегическому развитию ООО Скай Мобайл (ТМ Beeline) Нуртай Абилгалиев.
В некоторых странах Agile-практики внедряются даже на уровне правительства, поскольку плюсы такой системы — налицо.
«Agile-практики помогают очень быстро понять, в какую сторону идти не нужно. Соответственно, мы можем практически сразу скорректировать свой курс. Работать по Agile – намного выгоднее и экономнее, чем трудиться, к примеру, полгода над продуктом, «выкатывать» его на рынок и затем понять, что он уже никому не нужен», — пояснила Рахат Сариева.
Сегодняшние тенденции диктуют новые правила построения работы команды. На сегодня Agile-практики настолько гармонично вошли и стали неотъемлемой частью управления корпораций на Западе как Европы, так и Америки, что уже не воспринимаются как нетрадиционные.
«Эра самоорганизованных команд и коллективов становится ядром компаний. Если мы хотим стать конкурентоспособным рынком на региональном и международном уровне, необходимо пересмотреть и принять на вооружение эти пока нетрадиционные и непонятные инструменты управления компанией. После перехода команд и компаний на режим работы по принципу кросс-функциональности и самоорганизации продуктивность и эффективность порой удваивается», — уверен Алмаз Чаначев.
Поэтому продвинутые компании в Кыргызстане не просто задумываются о том, чтобы начать использовать Agile-практики, но уже даже успешно делают это. Одним из примеров является компания Beeline, которая в начале года запустила процесс трансформации в Agile-организацию.
«Меньше двух месяцев назад мы запустили первую Scrum-команду, которая занимается нашими продуктами в сфере путешествий. И первый продукт, над которым работала наша новая команда, выйдет в свет уже в этом году. Этот продукт порадовал нас по скорости реализации. Кроме того, он получился таким, какой нам и был нужен. В результате работы в режиме двухнедельных спринтов мы получаем продукт, который адаптируется под реальные нужды», — пояснил Нуртай Абилгалиев.
Участниками первого Agile-митапа стали представители различных отечественных компаний, которые уже практикуют эту культуру, собираются это делать либо же просто хотят побольше узнать о том, что такое Agile и Scrum и с чем их едят. Мероприятие состоялось по инициативе Beeline, что говорит о готовности компании активно развивать эту экосистему в Кыргызстане. Однако многие задаются вопросом, зачем компания делится секретами построения так называемой команды мечты.
«Самому по себе Agile существовать очень сложно, в любых компаниях есть работа с партнерами, с потенциальным пулом новых работников, поскольку текучка существует всегда, есть поставщики и клиенты, которые зависят от того, как ты будешь предоставлять услуги. Существовать обособленно неэффективно. Кроме того, чем больше у нас будет профессионалов, работающих по Scrum, тем лучше для нашей HR-политики. У нас катастрофически мало специалистов, которые могут постоянно быть с командой и привносить новые технологии для более эффективной работы. Мы бы хотели, чтобы такая эко-среда развивалась в Кыргызстане», — рассказывает Нуртай Абилгалиев.
Технология Scrum выглядит идеальной, однако это лишь на первый взгляд. Гибкий project-менеджмент и эффективная работа команд способствуют тому, что на рынок выходит чуть ли не идеальный продукт. Но есть в этой системе и подводные камни, считает эксперт в вопросах повышения эффективности команды Михаил Мунькин.
«Когда читаешь принципы Scrum, то получаешь одно удовольствие от того, насколько идеальная это система. Но мы понимаем, что люди с привычным мышлением не готовы к Scrum-технологиям, поэтому мышление нужно менять. Кроме того, нужно помнить, что технология сама по себе хорошая, но любую технологию реализовывают люди, которых в команду нужно подбирать с учетом не только их профессиональных, но и личностных качеств», — пояснил Михаил Мунькин.
Первый Agile-митап в Кыргызстане прошел очень успешно. Мероприятие вышло за рамки просто встречи, а стало чем-то более похожим на мини-конференцию, где участники обменивались опытом и получали новые знания, считает Алмаз Чаначев.
«Аудитория проявила живой интерес, что не может не радовать. Данное мероприятие показало, насколько проблемы менеджмента актуальны и насколько люди в компаниях «жадны» на знания и готовы к непрерывным и поступательным изменения и улучшениям», — подчеркнул лидер кыргызского Agile-сообщества.