Лидер телекоммуникационного рынка Beeline совместно с крупнейшей международной организацией Enactus организовали цифровой марафон для молодых инноваторов. Победителей на этот раз не выбирали, ведь нынешний Digithon только начал работу. Лидеров определят к июню 2018 года, затем они представят Кыргызстан в международных соревнованиях Enactus. А пока студенты столичных вузов будут работать над своими проектами совместно с менторами.
Организаторы не стали ограничивать участников какими-либо рамками. Последние сами должны были определить социальную проблему и предложить ее digital-решение. Обсуждались идеи онлайн-консультации медицинских услуг, единой платформы для доноров крови, региональных сервисов такси, информационного портала для мигрантов, которые собираются работать в России, и многое другое.
Зачем нужны дигитоны?
Директор по правовым вопросам и взаимоотношению с госорганами Beeline Галина Кучерявая отмечает, что сама идея проведения мероприятия в таком формате с наименованием «Digithon» принадлежит Beeline. Интерес оператора к созданию таких площадок для стартапов связан с трансформацией компании от традиционно телекоммуникационной в цифровую и является элементом стратегии компании по социальным инвестициям. Участие молодых специалистов в таких мероприятиях предоставляет им возможность получить новые навыки в создании цифровых продуктов, развивает в них дух предпринимательства, создает возможность дальнейшего сотрудничества с компанией по успешным проектам и развивает потенциал их вхождения в цифровую экосистему, и, как следствие, положительный эффект для развития экономики Кыргызстана.
«На сегодняшний день Beeline обслуживает в стране порядка 3 миллионов абонентов. Они первыми ощутили на себе трансформацию компании из традиционно телекоммуникационной в цифровую. Как текущим, так и потенциальным клиентам, да и в целом всему населению Кыргызстана мы уже предлагаем инновационные продукты и готовим к запуску в будущем еще много интересных проектов и услуг», – объясняет Галина Кучерявая.
Представитель Beeline уверена, что сектор традиционных телекоммуникационных услуг в настоящее время находится на этапе падения, поскольку конкуренты — платформы вроде WhatsApp и Viber, позволяющие общаться людям посредством отправки фото-, видео- и голосовых сообщений бесплатно, — становятся все более востребованными.
Учитывая общемировой тренд перехода к цифровой экономике и стремление Кыргызстана ему соответствовать, становится очевидной необходимость создания площадок для обучения молодых программистов-разработчиков. Особенностью Digithon от Beeline является наличие менторов (наставников), которые ведут их на протяжении всего периода участия в проекте, советуют, как разрабатывать продукт и как правильно его внедрить.
«Одним из ключевых элементов таких мероприятий является выработка жизнеспособных продуктов. Это хорошая возможность ребятам проявить себя. Возможно, digithon станет для них началом собственного успешного бизнеса. А мы заинтересованы в поисках интересных продуктов, которые могут быть интегрированы с услугами Beeline», – отмечает Галина Кучерявая.
Разработчики, придумавшие во время марафона самые интересные и востребованные на рынке IT-решения, в дальнейшем, как правило, продолжают сотрудничество с организаторами. К примеру, итогом прошедшего в начале октября в Бишкеке SkyLab Open Digithon, собравшего на своей площадке более 150 участников, стали 6 конкретных проектов, на разработку и внедрение которых авторы заключили с заказчиками контракты.
Кто наставники?
На все мероприятия такого формата Beeline приглашает менторов, которые помогают молодым разработчикам. Это могут быть международные эксперты или профессионалы, работающие на локальном рынке.
Байзак Медербеков — наставник со стажем работы в компании Beeline. По его словам, digithon для него стал практически стилем жизни, который актуален постоянно.
«В первый раз я принял участие в таком мероприятии, когда устроился работать в Beeline. Наша команда разработала приложение для покупок. К примеру, пользователь вбивает в поиск модель телефона, которую хочет приобрести. Программа предоставляет единый список интернет-магазинов, где можно купить необходимый товар. Абоненту не надо будет открывать все сайты по отдельности, чтобы узнать цену и убедиться в наличии товара. Таким образом, мы экономим ему время», – рассказывает о своем проекте Байзак.
Самой главной проблемой новичков является то, что они придумывают решение какой-либо проблемы, но оно сырое. Не справившись, ребята бросают идею. Затем они начинают работу снова. Бывает, что безрезультатных попыток бывает несколько, они отнимают время и вдохновение. По словам Медербекова, задача ментора в таких случаях — четко обозначить проблему, пути поиска и, конечно, решения, что позволит существенно экономить время и сделает конечные продукты качественнее.
Для студентов digithon — отличный шанс реализовать свои планы. Многие из участников не являются программистами, но долгое время думали над IT-проектами, направленными на решение социальных проблем. Цифровые марафоны дают молодым людям шанс не только проявить себя, но и почувствовать свою социальную значимость в обществе.
«Мы рады, что для нас организовали такое соревнование. Здорово, что оно продлится 24 часа, а потом мы будем дорабатывать свой проект с ментором вплоть до лета 2018 года. Нам очень хочется помочь обществу, и мы надеемся, что найдем правильное digital-решение многих проблем», – делятся своими эмоциями участники.
О своих проектах ребята пока никому не рассказывают, ведь им еще работать над идеями ближайшие полгода. Дух конкуренции и желание принять участие в соревнованиях Enactus сдерживают их от раскрытия преждевременных планов.
Образовательный и социальный характер таких марафонов, как digithon от Beeline, безусловно будет способствовать Кыргызстану быстрее адаптироваться к мировой цифровизации. А пока подобные мероприятия будут закалять и развивать новое поколение разработчиков в нашей стране.