В Караколе обсудили программное бюджетирование на местном уровне

Автор -
348

В Караколе состоялся круглый стол на тему «Программное бюджетирование в органах местного самоуправления» для представителей ОМСУ и гражданского общества Тюпского, Кызыл-Суйского и Теплоключинского айыл окмоту. Мероприятие организовано в рамках проекта «Вовлечение граждан в городской бюджетный процесс», реализуемого Фондом Евразия Центральной Азии при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» с целью распространения опыта Каракола по программному бюджетированию.

На круглом столе муниципальные власти Каракола презентовали участникам мероприятия проекты Гражданского бюджета города на 2018 год и программного бюджета на 2018-2020 годы. В таком формате бюджет в Караколе разработан впервые. 1 января 2017 года вошел в силу Бюджетный кодекс КР. В этом документе заложены статьи, которые обязывают органы местного самоуправления разрабатывать программный бюджет. Однако до недавнего времени не существовало четких правил исполнения данной нормы. Для помощи местным органам власти в этой связи был запущен проект «Вовлечение граждан в городской бюджетный процесс». И в его рамках Каракол выбран пилотным городом.

Так, в начале проекта эксперты проводили тренинги для муниципальных властей и гражданского общества по программному бюджетированию. С их помощью после этого была разработана основная часть бюджета Каракола на будущие 3 года, а также все приложения к нему — программы, бюджетные меры, затраты, индикаторы результативности. Когда все документы были готовы, были проведены общественные бюджетные слушания «Программный бюджет города Каракол на 2018-2020 годы». В них приняли участие более 50 человек.

Главное отличие программного бюджета от традиционного состоит в том, что он формируется в соответствии с целями государственной политики и позволяет задавать стратегическую направленность расходов. И такой формат бюджета позволяет горожанам отслеживать эффективность работы мэрии и муниципальных предприятий.

«Жителям будет намного легче отследить, что делает мэрия, на что она тратит бюджетные средства. Например, в программном бюджете должно быть четко прописано всё: сколько мэрия планирует посадить деревьев, сколько отремонтировать школ, детсадов, дорог или установить общественных туалетов», – отметил эксперт проекта Чингиз Бексултанов.

Таким образом, программный бюджет позволяет четко определять приоритеты развития города через тесное взаимодействие с местными жителями и кенешами, является эффективным инструментом контроля органов местного самоуправления со стороны гражданского общества и местных кенешей, а также является инструментом для общественного мониторинга расходов местного бюджета. Что касается Гражданского бюджета, то это упрощенная версия обычного бюджета, при этом понятная и доступная для каждого гражданина.

Также в рамках круглого стола эксперты презентовали разработанные совместно с Министерством финансов Инструкцию о порядке формирования, рассмотрения и исполнения бюджетов на программной основе на местном уровне на примере Каракола и Методику формирования гражданского бюджета органами местного самоуправления.

Эти документы в настоящее время проходят последние стадии согласования и уже в самое ближайшее время будут утверждены. В последующем они будут служить основой в формировании новых бюджетов, а Каракол – успешным примером для органов МСУ по всей республике.

Поделитесь новостью