Кыргызстан занял 135-е из 180 мест в Индексе восприятия коррупции — 2017 (ИВК-2017), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Кыргызстан получил 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Россией, Парагваем, Папуа Новой Гвинеей, Мексикой, Лаосом, Гондурасом и Доминиканской Республикой.
По сравнению с результатами Индекса за 2016 год положение Кыргызстана изменилось: он получил на один балл больше, и изменил позицию в рейтинге (со 136-го до 135-го места).
Первое место в ИВК-2017 заняла Новая Зеландия (89 баллов), второе – Дания (88 баллов), третье разделили Финляндия Швейцария и Норвегия (по 85 баллов). Замыкают рейтинг — Сирия (14 баллов), Южный Судан (12 баллов) и Сомали (9 баллов). Состав лидеров и аутсайдеров по сравнению с 2016 годом почти не изменился.
Индекс восприятия коррупции — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс за 2017 год рассчитан на основании данных из 13 источников за последние два года (2016–2017), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 — с самым низким. Кыргызстан был включен в рейтинг в 2003 году.
Наблюдаемое изменение места Кыргызстана в «Индексе восприятия коррупции» вызвано ожиданиями от действий кыргызских властей по вступлению в инициативу Открытое правительство, принятию ряда законодательных актов, в числе которых долгожданный закон «О конфликте интересов» и анонсированию Национальной программы цифровой трансформации «Таза коом».
Среди причин, по которым Кыргызстан продолжает оставаться среди стран с экстремальным, ниже 30 баллов, уровнем коррупции, международная организация Transparency International считает:
- Дела о коррупционных правонарушениях высших должностных лиц либо возбуждаются не системно, либо не возбуждаются вообще. Отдельные громкие дела лишь оттеняют общую весьма удручающую картину;
- Слабость правовых норм и отсутствие механизмов, регулирующих ответственность за недекларирование доходов и имущества, а также конфликта интересов, позволяет нарушителям отделываться минимальным наказанием или вовсе его избегать;
- Реализация ведомственных планов по противодействию коррупции имеет крайне формальный и непубличный характер;
- Крупные национальные проекты, в том числе репутационные и инфраструктурные, продолжают реализовываться непрозрачно. Зачастую исполнители отбираются по неизвестным обществу принципам и критериям, а не выбираются в ходе открытого конкурса.
Напомним, президент Сооронбай Жээнбеков уже сделал ряд заявлений о необходимости усиления борьбы с коррупцией. Он провел свое первое заседание в качестве председателя Совета безопасности избрав для нее тему противодействия коррупции. На этом заседании он раскритиковал государственные органы, которые должны бороться с коррупцией и заявил, что борьба с коррупцией станет приоритетным направлением его деятельности в качестве главы государства. Общество готово поддержать борьбу с коррупцией, правовая основа имеется. Удастся ли президенту переломить ситуацию и дать импульс положительной динамике Кыргызстана в Индексе восприятия коррупции покажет время.