Минсельхоз решил реанимировать программу развития животноводства. В минувший понедельник департамент МСХ представил в ассоциацию предпринимателей «Атамекен» обновленный вариант правил выдачи субсидий для животноводов. Новый документ вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию, пишет «Караван.kz».
Бог больших батальонов
Прежде всего, МСХ официально объявило свое нежелание субсидировать предприятия, у которых менее 1,5 тыс. голов КРС. Это в основном откормочные площадки, созданные еще по прежней программе «Развитие экспортного потенциала мяса КРС». Их предложено назвать операторами. Предприятий, которые подходят под этот критерий, по Казахстану максимум 30. Следовательно, именно они и будут получать помощь от государства. Все они члены Мясного союза.
Также никто, кроме крупных хозяйств, не может заниматься племенной селекционной работой и сдавать в аренду быков.
Быки-лишенцы
Второе предложение – просто восхитительный запрет, доведенный до абсурда. Министерство предложило запретить размножаться беспородному скоту. В интерпретации департамента это звучит так: естественную случку можно разрешить быкам мясных пород. А вот для быков молочных и мясо-молочных пород такую радость закрыть. Для их коров должно быть только искусственное осеменение. А быков можно сразу на мясо. А то развелись тут…
МСХ прописало, что только быки откормочных площадок имеют право осеменять коров мясных пород. Только тогда фермеры могут получать и субсидии, и преференции. А коров молочного и мясо-молочного направления осеменять только искусственно.
– Иначе говоря, быкам мясного направления разрешили секс, остальным – нет. Но это же неправильно! – смеется Алмасбек Садырбаев, руководитель агрохолдинга «Казына». – У фермера должен быть выбор, как ему осеменять своих коров. Если у него есть полмиллиона тенге, то он купит быка-производителя. Если нет денег – он обращается к тем, кто занимается осеменением, или идет к соседу, у которого бык есть. Этими правилами Мясной союз намерен подстегнуть продажу своих быков, которых сейчас никто не берет. Но в некоторых областях нет своих репродукторов. За сколько сотен километров тогда везти коров на случку?
Это и напрягает. По данным МСХ, чистопородных коров всего два процента, племенного мясного скота тоже два. То есть это элита. Проще говоря – мажоры. Остальные, а у нас распространены аулиекольская, казахская белоголовая, черно-пестрая, красная степная, симментальская, ярославская, алатауская породы, одним решением превращены в беспородный скот с рогами и копытами.
Юрта под каракулем
Еще больше запутали в МСХ правила по выдаче субсидий овцеводам. В проекте говорится, что право на субсидии для искусственного осеменения имеют хозяйства, которые занимаются тонкорунными, полутонкорунными и каракулевыми породами. Это всего 15% поголовья мелкого рогатого скота. Остальное стадо – это грубошерстные и полугрубошерстные породы. В итоге 85% овцеводов остались за бортом. Почему? Видимо, для получения качественной шерсти. Но есть ли рынки сбыта для такого объема – никто не задумался.
Все дружно забыли, зачем в Казахстане выращивают в основном грубошерстных баранов. Если все пойдет, как задумало министерство, о народных промыслах можно забыть. Особенно про кошмы, варежки и юрты. Как и о хорошем курдюке. Все! Переходим на сухих мериносов и каракуль…
Отдай – или заберем
– Этими правилами Минсельхоз может загубить сельхозкооперацию, – считает Алмасбек Садырбаев. – Все контакты простого фермера завязываются на операторов. Он не может ничего сделать без их ведома. Ни осеменить животное, ни получить товарное стадо, ни получить субсидии, ни продать бычка.
Еще хуже ситуация с действующими кооперативами. Есть на селе крепкие владельцы, у которых 10–20 голов скота. Они создают вокруг себя сеть из ЛПХ. Тогда стадо вырастает до сотни животных. В день они выдают до двух тонн молока.
Минсельхоз предложил субсидировать молочные хозяйства, у которых более 400 голов. Как кооперативу выгоднее поступить? Уговорить аулчан переоформить их скотину на себя. То есть отдать собственность! Кто на такое пойдет?
Сегодня в стране 1 180 сельхозкооперативов. В них 53 тысячи членов. Это больше 200 тысяч человек, самых активных и трудолюбивых жителей села, у которых не опустились руки. Это и налогооблагаемая база, работающая по-белому. У всех у них могут отобрать господдержку.
Роковые яйца
Новый министр Умирзак Шукеев рискует повторить ошибки предшественников. Почему программа “Развитие экспортного потенциала мяса КРС” была провалена? Почти все ее ресурсы были направлены на помощь агрохолдингам. За 5 лет животноводы получили 130 миллиардов тенге. 100 миллиардов ушло крупному бизнесу – откормочным площадкам и племенным репродукторам, 30 миллиардов – фермерам. По программе «Агробизнес» мясо для откормочных площадок с поголовьем более 3 000 голов субсидировалось по 300 тенге за кило, средним – по 200, малым – по 100 тенге. Результат – увеличение поголовья скота на 9 процентов.
– Бизнес владеет только десятой частью всего скота. Если цель накормить народ, то помощь надо оказывать небольшим хозяйствам, – считает руководитель агрохолдинга “Казына”. – Кооперативный опыт показал, что всегда найдутся энтузиасты, которые тему поднимут и начнут ее развивать. Это будет им интересно. 10–15 олигархам от АПК не интересно поднимать село. Им нужно зарабатывать деньги. И они будут снова и снова повторять свои же ошибки…
По программе экспорта в Казахстан завезли 60 тысяч голов породы ангус. Это очень хорошая мясная порода, скороспелая. Мясо их бычков тает во рту. Но живут они у нас в стране уже больше 3–5 лет. Где выхлоп?
В прошлом году крупные хозяйства продали за рубеж 4 тысячи тонн мяса. И всё! Такое чувство, будто в репродукторах режут ту скотину, которую импортировали на субсидии МСХ. На деньги, собранные всей страной. Но воспроизводством почти не занимаются. Из завезенных ангусов 20 тысяч – это бычки. При хорошем раскладе они могут дать материал для осеменения полумиллиона коров-аборигенов. Те бы дали больше 400 тысяч телят. В мясе это больше 700 тысяч тонн. В год! Аллилуйя! И страна накормлена, и на экспорт остается. Но ведь этого нет!
Пятилетку за три года
Сколько нужно вырастить бычков и коров, чтобы экспортировать 60 тысяч тонн мяса? Теоретически. И если сначала накормить своих. Нехитрый подсчет дал стадо в 1 миллион голов. Это и товарное, и маточное поголовье. Но это если животные будут упитанны, при убойном весе по 400 килограммов. Трагедия в том, что наш бычок весит всего 300 килограммов. При таком хилом раскладе нужно уже 1,3 миллиона голов. В первом случае рогатое стадо вырастет до 7 миллионов голов. Во втором варианте – до 7,3 миллиона.
– Казахстан не может экспортировать мясо еще 5–7 лет, пока мы не закроем свой дефицит. Сегодня мы импортируем порядка 50 тысяч тонн говядины, – уверен Алмасбек Садырбаев. – Хороший хозяин продает только излишки, а не то, чего ему самому не хватает. А излишки появятся при стаде КРС в 8 миллионов голов…
На днях в МСХ прошла коллегия министерства, где подвели итоги прошлого года. Вице-министр Рустем Курманов сообщил, что за год стадо КРС в стране выросло на 337 тысяч голов – до 6,7 миллиона. В принципе, рост неплохой. Но при таких темпах показателя в 8 миллионов голов мы достигнем только в 2021 году. За пятилетку. Следовательно, до этого времени даже заикаться о 60 тысячах тонн на экспорт не надо. Народ этого точно не поймет. Всем приятного аппетита!