Неделя политики: Скандалы, интриги, расследования

Автор -
1673

    Прошедшую неделю можно охарактеризовать всего тремя словами: «Скандалы, интриги, расследования».

    Началась неделя с ответа экс-президенту Алмазбеку Атамбаеву из аппарата его преемника — Сооронбая Жээнбекова. Ответ обнародовал один из столичных информресурсов.

    Пресс-секретарь главы государства Толгонай Стамалиева отметила: «Для президента Кыргызстана не было неожиданным выступление экс-главы государства Алмазбека Атамбаева, так как обо всех этих темах и проблемах они говорили за два дня до съезда СДПК. И каждый остался при своем мнении. В результате экс-президент затем публично высказал все обиды в адрес Сооронбая Жээнбекова».

    Слова Стамалиевой о ТЭЦ и какого-то отношения нынешнего президента к делам Бишкекского ТЭЦ сразу же получили ответ от зампреда СДПК Фарида Ниязова.

    «Это совет главе государства и другу – не поддаваться подхалимам и мечтающим о семейном правлении», – прокомментировал Ниязов информацию о якобы разногласиях между действующим главой государства и лидером партии СДПК Алмазбеком Атамбаевым.

    Что касается неверной интерпретации слов Алмазбека Атамбаева со стороны пресс-секретаря президента Толгонай Стамалиевой, первый заместитель председателя СДПК сообщил: «Отвечая на вопросы журналистов вокруг ситуации на ТЭЦ Бишкека, Алмазбек Шаршенович говорил о преднамеренном искажении действительности со стороны заинтересованных лиц и целенаправленной концентрации критики на действующем премьер-министре Сапаре Исакове за недостатки в подготовке старого оборудования ТЭЦ к прошедшему отопительному сезону».

    Во-первых, по словам Ниязова, высказано предположение, что массированный наезд на действующего премьера стал, судя по всему, реакцией недовольных увольнением из таможни небезызвестного Раима-миллиона.

    «Во-вторых, экс-президент напомнил, что договора на ремонт оборудования ТЭЦ к зиме 2016-2017 и зиме 2017-2018 годов заключались еще в бытность главой правительства Сооронбая Шариповича Жээнбекова. Поскольку подготовка к зиме начинается весной. И наконец, пресс-секретарь главы государства Толгонай Стамалиева не должна путать реконструкцию ТЭЦ в рамках кредита КНР с ежегодным ремонтом ТЭЦ. Речь шла о старом оборудовании, на ремонт которого ежегодно выделялось до 280 млн сомов. Соответственно и ремонт насоса, вышедшего из строя в январе 2018 года, должны были запланировать заблаговременно. Все тендеры на ремонт и подготовку ТЭЦ проводятся, как правило, в первой половине года. Сапар Исаков пришел в правительство 28 августа, когда основные работы должны были быть завершены», – отметил Ниязов.

    «Однозначно высказался Алмазбек Шаршенович и по вопросу всестороннего рассмотрения итогов реализации проекта реконструкции ТЭЦ», подчеркнул Ниязов.

    Складывается впечатление, что по каким-то вопросам Атамбаев и Жээнбеков просто не договорились — отсюда и слова экс-президента на пресс-конференции о том, что окружение действующего главы государства его подставляет. Но по какому-то странному совпадению, ответ президентской пресс-службы дал старт информационным нападкам на Атамбаева. Конечно, «после этого» не означает «вследствие этого», и пресс-службу президента вряд ли можно назвать зачинщицей этого противостояния. Но думается, сюрпризов здесь будет еще немало.

    Забастовка водителей маршруток и большегрузов 2 апреля показала, что Кыргызстан, как страна, а Бишкек, как всякий более-менее крупный город — весьма уязвимы. Забастовщикам сначала не понравились новые нормы ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности. Потом они стали выдвигать и другие требования: например, поворачивать со второго ряда и увеличить плату за проезд до 15 сомов. И здесь хочется вспомнить май 2012 года. Проезд в маршрутках Бишкека днем с 8 до 10 сомов тогда подняли после того, как цены на горючее в Кыргызстане выросли до 48 сомов за литр. Позднее цены на топливо снизились, а плата за проезд — нет.

    Никаких политических требований «большегрузники» и «маршруточники» не выдвигали, но очевидно, что эти забастовки стали первым крупным испытанием для нового президента. Он тоже это понял — позднее прошла информация, что выяснением причины забастовок занялись милиция и чекисты.

    На совещании по вопросу обеспечения деятельности автотранспортных предприятий Бишкека, премьер-министр Сапар Исаков заявил:

    — Закон един для всех. Никаких послаблений в исполнении норм законодательства для обеспечения безопасности наших граждан на дорогах не будет.

    Он также отметил, что владеет достоверной информацией о том, кто, кому и сколько в транспортном бизнесе «отстегивает», что называется, «мимо кассы».

    В Интернете эти слова премьера прокомментировали так: «Сейчас надо не владеть информацией, а владеть ситуацией. Должность обязывает соответствовать! А так на фото под рамочку, может каждый. Эта ситуация еще раз показывает в каком тупике находятся, одно на бумаге, другое — на деле. Кто отвечает за внешнюю политику — сажает на ключевые внутренние посты своих людей, но не несет ответственности за их действия и бездействие. Кто отвечает за внутренне обустройство жизни людей ищет стрелочников при сбое системы. И так бесконечно, будут «просить» корупционеров писать заявления по собственному желанию, а не угодным оппонентам вручать повестки в суд». Ни прибавить — ни убавить…

    В начале недели в отставку ушел министр юстиции Уран Ахметов. Так уж совпало, что он был для Жогорку Кенеша кем-то вроде «мальчика для битья». Например, депутаты обвиняли Ахметова в том, что он подавал документы с ошибками.

    Вообще у нас должность министра юстиции давно пора отнести к высокорисковым. С 2010 года уже четверо бывших министров юстиции стали фигурантами уголовных дел: Нурлан Турсункулов, Данияр Нарымбаев, Алмамбет Шыкмаматов и Аида Салянова — правда, за совсем разные вещи. Ахметова сажать вроде бы не за что. Но еще кардинал Ришелье, говорят, заметил: «Дайте мне шесть строк, написанных рукой самого честного человека, и я найду в них то, за что его можно повесить».

    Неделя также ознаменовалась кадровыми перетрясками сразу в двух парламентских фракциях: «Ата Мекен» и «Республика – Ата-Журт».

    Атамекеновцы не могли разобраться с депутатскими мандатами. Сначала в СМИ прошла информация, будто партийцы Клара-Гульнара Самат (бывший председатель Центризбиркома Клара Кабилова), Талант Узакбаев, Рыспек Мирзаматов и Ташболот Балтабаев подали заявление о выходе из партии еще в 2015 году. Но на этой неделе в ЦИК вся пятерка написала в ЦИК заявления, что из партии не выходила, а Клара-Гульнара Самат от мандата отказываться не собирается. В итоге ЦИК отказалась вычеркнуть из атамекеновского списка всех четверых…

    Фракция «Республика – Ата-Журт» в очередной раз сменила лидера. Вместо Руслана Казакбаева, который возглавил фракцию после Омурбека Бабанова, ее лидером стал Жыргалбек Турускулов. Сообщалось, что поначалу Казакбаев отказывался уйти с поста, а фракция не могла набрать кворума. Потом его все-таки набрали — за Турускулова проголосовали 22 из 28 депутатов — республиканцев.

    И все бы ничего, но подобные события показывают: в партиях Кыргызстана напрочь отсутствует такое понятие, как партийная дисциплина. И если партийцы не доверяют самим себе, то как им должен доверять народ, решительно непонятно…

    Акция 3 апреля «Мы задыхаемся!» у мэрии, на которую в соцсетях согласились прийти не меньше тысячи человек, в итоге по своему «кворуму» еле дотянула до сотни. Остальные, видимо, решили попротестовать дома — на диване. Оправдания организаторов митинга были разными. Например, глава общественного фонда «Наше право» Калича Умуралиева заявила, что организаторы митинга — «Партия зеленых» Эркина Булекбаева — не предъявила общественности никакой конкретики.

    — Когда нет конкретики, сложно вытащить людей. Тем более, в рабочий день, — сообщила Умуралиева журналистам. — Для объединения различных сил необходима долгая кропотливая работа. Ведь кто приходит на митинги? Те, кто заинтересован в решении какой-то проблемы. Они уже знают, чего требовать. Но даже разрозненные силы дают результат.

    В общем, каждый политический лидер на будущее должен знать: чтобы за ним пошли массы, он должен объяснить, куда зовет. Причем так, чтобы его поняли. А собраться, чтобы покричать: «Мэр кетсин!» и «Мэр, чык эшикке!» много ума не надо…

    Пока политики решают, кто и сколько им недодал, на кыргызско-таджикской границе 4 апреля произошел конфликт. Наши пограничники потом сообщили, что причиной этому стал забор, который жительница кыргызского села Уч-Добо поставила на несогласованном участкам госграницы. Жители таджикского села Ходжа-Аъло возмутились, и в итоге словесная перепалка обернулась взаимным забрасыванием камнями друг друга. В итоге пострадал гражданин Кыргызстана. Медики говорят, что его состояние — удовлетворительное. Этот конфликт удалось погасить за полчаса, но нет гарантии, что подобное не повторится снова…

    Ну и главный политический итог недели: фракция «Ата Мекен» выразила недоверие Генеральному прокурору Индире Джолдубаевой. Такой же позиции придерживается и «РАЖ». Вопрос, как поведут себя остальные фракции, пока открыт… Вероятно, объявлена охота на генпрокурора и кто-то хорошо дирижирует. Интересным общественности стало и то, что на этом фракционном заседании присутствовал родной сват президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова — депутат парламента от «Республики- Ата Журт» Алиярбек Абжалиев. Как известно, глава государства и парламентарий породнились, поженив своих дочь и сына.

    Так что делал на заседании фракции «Ата Мекен» сват главы государства? Этим резонным вопросом задались пользователи. А активист Эдиль Байсалов возмутился фракционной поркой Генпрокурора.

    Судя по тому, что политики заняты своими насущными проблемами, решать вопросы спорных территорий в Кыргызстане некому и некогда. То же самое касается и всех остальных вопросов, которые настолько перестали быть экономическими и социальными, что перешли в другую плоскость — профессионализма власти и политики вообще. А где тонко — там и рвется…

    Асан Эралиев

    Поделитесь новостью