Генпрокуратура Кыргызстана представила отчет о работе за 2017 год

Автор -
561

    Сегодня, 10 апреля, Комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту поддержал представление президента об освобождении с должности Джолдубаевой.

    Вслед за этим на сайте главного надзорного органа появился полный отчет ведомства о проделанной работе за 2017 года. Ниже представляем его на ваш суд.

    Проведена активная работа по обеспечению надзора за соблюдением земельного и градостроительного законодательства, законодательства о защите прав предпринимателей, о государственной и муниципальной собственности и законодательства в социальной сфере и по защите прав детей, а также по обеспечению надзора за законностью при привлечении граждан и должностных лиц к уголовной ответственности и заключению их под стражу, по усилению надзора за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов, повышению качества поддержания государственного обвинения по уголовным делам и представительства в судах, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан и по другим направлениям прокурорской деятельности.

    В соответствии с полномочиями, возложенными на органы прокуратуры Конституцией Кыргызской Республики, в отчетном периоде проделана следующая работа.

    1. Противодействие коррупции и надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

    За отчетный период всего проведено 9 417 (9 099) проверок, по результатам которых внесено 14 607(14 558) актов прокурорского реагирования, по которым привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 9 670 (8 890) лиц (на основании указанной административной практики в доход республиканского бюджета поступило в виде штрафов 5 036 300 сомов), возбуждено 704 (812) уголовных дела коррупционной направленности, возмещено в пользу государства по актам прокурорского реагирования 3 992 150 089 сомов (171 049 782), в том числе в денежном выражении 73 732 535 (46 725 636) сомов и в натуральном выражении 3 918 417 554 (124 324 146) сомов.

    Большая часть суммы возмещения в натуральном виде приходится на возврат в государственную и муниципальную собственность 156 земельных участков, общей площадью 629,14 га на общую сумму 3 812 168 958 сомов.

    В центре внимания прокуроров находились вопросы исполнения законов о соблюдении прав человека, а именно реализация гарантированных Конституцией Кыргызской Республики прав и свобод человека и гражданина, принятых обязательств по выполнению норм Всеобщей Декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и других международных конвенций и документов и исполнение постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики №4620-V от 18.12.2014 года «О ситуации с правами человека в Кыргызской Республике».

    Так, за отчетный период, по надзору за соблюдением прав и свобод граждан проведено 958 (973) проверок, по результатам которых внесено 1 625 (1 550) актов реагирования, из них принесено 560(517) протестов, внесено 648 (636) представлений, 289 (226) предписаний, предостережено 26 (37) лиц, возбуждено 72 (116) дисциплинарных и административных производства, а также 30 (18) уголовных дел.

    Рассматривая проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, особое внимание было уделено на все возрастающую необходимость защиты прав социально уязвимых групп населения. Это пожилые люди с ограниченными возможностями здоровья, малоимущие и нетрудоспособные граждане, которые не в силах самостоятельно принять меры по защите своих прав.

    К примеру, по надзору за исполнением пенсионного законодательства органами прокуратуры проведено 95 (80) проверок, по которым внесен 1 (4) протест, 72 (54) представления, 20 (18) предписаний, 1 (3) предостережение, возбуждено 4 (5) дисциплинарных и административных производства, а также 9 (7) уголовных дел. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 95(65) лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 1 (1) лицо к административной ответственности.

    Возмещено в пользу государства 149 634 (419 510) сома.

    Органами прокуратуры постоянно проводилась работа по вопросам: обеспечения людей с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственным доступом к объектам социальной и транспортной инфраструктуры; защиты жилищных и трудовых прав; обеспечения средствами реабилитации, лекарствами; исполнения законодательства при оказании поддержки многодетным семьям и др.

    По надзору за исполнением трудового законодательства органами прокуратуры проведено 569 (601) проверок, по которым внесено 558 (516) протестов, 347 (358) представлений, 127 (160) предписаний, 7 (19) предостережений, возбуждено 60 (50) дисциплинарных и административных производств, а также 14 (4) уголовных дел. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 497 (472) лиц привлечено к дисциплинарной ответственности и 16 (11) лиц к административной ответственности.

    Возмещено в пользу государства 1 953 186 (2 077 122) сомов.

    Не менее актуальным оставался надзор за исполнением законодательства о социальном страховании, где органами прокуратуры проведена 151 (166) проверка, по которой принесен 1 (0) протест, внесено 109 (113) представлений, 60 (75) предписаний, 1 (1) предостережение, возбуждено 3 (15) дисциплинарных и административных производства, а также 7 (8) уголовных дел. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 181 (168) лицо привлечено к дисциплинарной ответственности и 3 (8) лица к административной ответственности.

    Возмещено в пользу государства 601 607 (391 709) сомов.

    По надзору за исполнением законодательства о государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин органами прокуратуры проведены 143 (152) проверки, по которым внесено 120 (114) представлений, 82 (56) предписания, 17 (14) предостережений, возбуждено 5 (2) дисциплинарных и административных производств. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 102 (70) лица привлечено к дисциплинарной ответственности.

    Кроме этого, за 2017 год зарегистрировано 7 (6) фактов торговли людьми, по которым правоохранительными органами республики возбуждены уголовные дела. По результатам расследования, 3 (5) уголовных дела направлены в соответствующие суды, 3 дела прекращены, 1 дело находится на стадии расследования.

    По-прежнему в зоне особой ответственности прокуроров оставались и  вопросы обеспечения прав детей, в ходе которых основные усилия были сосредоточены на соблюдении законодательства об охране их жизни и здоровья, обеспечении прав детей-инвалидов, сирот, профилактике правонарушений несовершеннолетних, об образовании детей и защите от вредной информации.

    Так, по надзору за исполнением законов о детях проведено 1 366 (1 276) проверок, по результатам которых внесено 1 908 (1 821) актов прокурорского реагирования, из которых  100 (94) протестов, 1 051 (1 003) представление, 376 (396) предписаний, о недопустимости нарушений закона предостережено 129 (149) лиц, возбуждено 120 (100) дисциплинарных и административных производств, а также 29 (21) уголовных дел, по актам прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 1 823 (1 831) лица, в защиту прав и интересов несовершеннолетних в суд предъявлено 103 (58) исковых заявления.

    Из указанных 1 366 проверок 337 (25%) проведены в органах образования, 192 проверки (14%) в органах социальной защиты, 245 (18%) в органах внутренних дел, 91 (6%) в органах здравоохранения, 69 (5%) в комиссиях по делам детей, специальных воспитательных и интернатных учреждениях 26 (1,9%), в органах опеки и попечительства 54 (3,9%) и 352 (26%) в других учреждениях и организациях.

    В разрезе отраслей законодательства результаты работы выглядят следующим образом.

    По надзору за исполнением законодательства об образовании несовершеннолетних проведены 243(259) проверки, по результатам которых принесено 17 (14) протестов, внесено 223 (256) представления, 40 (74) предписаний, 13 (15) предостережений, возбуждено 42 (25) дисциплинарных производства, по актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 604 (753) лица, возбуждено 1 (1) уголовное дело, внесено 11 (1) исковых заявлений.

    По соблюдению законов о труде проведено 95 (85) проверок, по результатам которых принесено 2(1) протеста, внесено 57 (55) представлений, 32 (26) предписания, 15 (15) предостережений, возбуждено 4 (2) дисциплинарных и административных производства. По актам прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 79 (76) лиц.

    Кроме этого, по законодательству о защите прав детей-сирот проведено 157 (149) проверок, по которым принесено 14 (4) протестов, внесено 122 (116) представления, 49 (47) предписаний, 4 (10) предостережения, возбуждено 12  (14) дисциплинарных и административных производств. По актам прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 184 (169) лица. В защиту прав и интересов несовершеннолетних в суд предъявлено 11 (9) исков.

    В части исполнения законов о защите семьи, материнства, отцовства и детства проведено 397(329) проверок, по их результатам принесен 21 (30) протест, внесено 310 (225) представлений, 121(121) предписание, 33 (51) предостережения, возбуждено 36 (15) дисциплинарных и административных производств, по актам прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 467 (292) лиц, возбуждено 24 (15) уголовных дела. В защиту прав и интересов несовершеннолетних в суд предъявлено 72 (45) иска.

    По надзору за состоянием борьбы с наркотизмом среди несовершеннолетних проведено 64 (56) проверки, по результатам которых внесено 48 (38) представлений об устранении нарушений закона, 16 (11) предписаний, предостережено 5 (5) лиц, возбуждено 2 (6) дисциплинарных производства, по актам прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности 67 (56) лиц.

    Особо актуальным оставался надзор за соблюдением законодательства о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, где проведено 276 (248) проверок, внесено 212 (208) представлений, 75 (76) предписаний, 54 (35) предостережения, возбуждено 8 (9) дисциплинарных производств, по актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 291 (293) лицо, возбуждено 2 (1) уголовное дело, в суд предъявлено 3 (1) иска.

    Между тем, в 2017 году 1 081 несовершеннолетними совершено 878 (812) преступлений. Из них: убийство – 14 (2), умышленное причинение вреда здоровью – 16 (28), кража – 517 (549), грабеж – 88 (45), разбой 16 (17) и другие преступления.

    Кроме того, на 30% или с 842 до 1 101, возросло количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Из них: убийство – 11 (9), умышленное причинение вреда здоровью – 13 (7), изнасилование – 47 (44), разбой — 22 (15).

    В отношении несовершеннолетних совершено 153 (110) преступления сексуального характера, что на 39% больше, чем в прошлом отчетном периоде.

    В 2017 году также зарегистрировано 97 (95) фактов суицида  несовершеннолетних, что на 2% больше, чем в прошлом отчетном периоде, из них  69 лиц мужского пола и 28 лиц женского пола.

    В надзорной деятельности, органами прокуратуры уделялось особое внимание своевременному выявлению уполномоченными государственными органами детей, находящихся в трудных жизненных условиях и предупреждению правонарушений и преступлений в отношении детей.

    Вместе с тем, нередко органы прокуратуры вынуждены дублировать функции уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления в связи с невыполнением последними возложенных на них задач и в случаях требующих немедленного вмешательства, направленных на защиту прав детей, принимать неотложные меры, в том числе путем внесения исковых заявлений в суды о лишении родительских прав, об изъятии детей у родителей, злоупотребляющими спиртными напитками и т.д.

    Другим приоритетом в деятельности органов прокуратуры является борьба с коррупционными правонарушениями.

    Так, по линии противодействия коррупции проведено 2 030 (1 897) проверок, по результатам которых внесено 2 625 (2 489) актов прокурорского реагирования. Из них 218 (188) протестов, 1 084(962) представлений об устранении нарушений закона, 425 (405) предписаний, предостережено 66 (106) лиц, возбуждено 419 (380) административных и дисциплинарных производств, возбуждено 413(448) уголовных дел, по актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 2 154 (1 794) лица. Сумма возмещенного по актам прокурорского реагирования ущерба составила 55 846 646 (18 704 587) сомов, в том числе в денежном выражении 37 220 310 (16 562 917) сомов и в натуральном виде 18 626 336 (2 141 669) сомов.

    Из 2 030 проведенных в данном направлении проверок 746 проверок (37,7%) проведены в органах местного самоуправления и местных государственных администрациях, 757 проверок (33,6%) в структурных подразделениях министерств и ведомств и органах исполнительной власти, 144 проверки (6,7%) в органах внутренних дел, 139 проверок (6,7%) в контролирующих органах, 244 (12,5%) проверки в других учреждениях и организациях.

    При этом большинство выявляемых нарушений приходилось на действия должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, связанных с проведением государственных закупок и несоблюдением требований законов о противодействии коррупции.

    По надзору за исполнением законов о противодействии коррупции проведено 944 (973) проверок, по результатам которых внесено 350 (394) представлений, 65 (98) протестов, 235 (226) предписаний, 35 (37) предостережений, возбуждено 348 (372) уголовных дел, 138 (127) административных и дисциплинарных производств. По актам прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности 610 (635) лиц и к административной 75 (70) лиц.

    Возмещено в пользу государства 35 424 423 (14 359 249) сомов.

    По исполнению законодательства о государственных закупках органами прокуратуры проведено 674(547) проверки, по результатам которых принесен 51 (27) протест, внесены 503 (389) представления, 78 (49) предписаний, 11 (11) предостережений, возбуждено 58 (73) уголовных дел, 182 (111) административных и дисциплинарных производства, привлечено к дисциплинарной ответственности 957 (699) лиц и к административной 137 (75) лиц. Возмещено в пользу государства 19 703 982 (3 394 317) сома.

    По исполнению Закона Кыргызской Республики «О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственниках» (с 01.10.2017г. Закон Кыргызской Республики «О декларировании доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности»), органами прокуратуры проведена 101 (132) проверка, по результатам которой внесено 36 (39) представлений, 25 (53) предписаний, 14 (41) предостережений, возбуждено 61 (97) административное и дисциплинарное производство, а также 1(0) уголовное дело. По актам прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности 37 (73) лиц и к административной 50 (53) лиц.

    По исполнению Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» проведено 311 (245) проверок, по результатам которых внесено 195 (140) представлений, 102 (58) протеста, 87 (77) предписаний, 6 (17) предостережений, возбуждено 6 (3) уголовных дел, 38 (45) дисциплинарных и административных производств, привлечено к дисциплинарной ответственности 268 (161) лиц и к административной 20 (28) лиц.

    Основными видами правонарушений в данной области являлись: проведение конкурса на замещение вакантных государственных должностей с нарушением их процедуры, принятие на государственную службу граждан без проведения конкурса и не соответствующих квалификационным требованиям, незаконное наложение дисциплинарных взысканий, несвоевременное и неполное предоставление государственными и муниципальными служащими сведений о доходах.

    Вместе с тем, за отчетный 2017 год правоохранительными органами Кыргызской Республики возбуждено 1 037 (1 002) уголовных дел коррупционной направленности, из которых 704 (812) дела возбуждены органами прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности, органами национальной безопасности 42 (103) дела, органами по борьбе с экономическими преступлениями 49 (65) дел, органами внутренних дел — 242 (22) дела.

    По предварительной оценке, размер ущерба, причиненного указанными преступлениями, составляет 670 150 006 (939 952 308) сомов, из которых возмещено 18 351 531 (320 045 870) сом, в том числе:

    — органами прокуратуры выявлен ущерб на сумму 651 146 728 (506 699 023) сомов, из них возмещено 16 408 593 (197 694 816) сома;

    — органами национальной безопасности выявлен ущерб на сумму 17 620 407 (145 672 688) сомов, из них возмещено 560 067 (5 036 917) сомов;

    — органами по борьбе с экономическими преступлениями выявлен ущерб на сумму 1 382 871 (285 626 322) сом, из них возмещен 1 382 871 (116 362 962) сом.

    Общее количество возбужденных органами прокуратуры уголовных дел коррупционной направленности, с разбивкой по статьям УК Кыргызской Республики.

    Так, всего по должностным и коррупционным преступлениям органами прокуратуры возбуждено 704 уголовных дела. Из них по ст.166 ч. 4 п. 3 УК Кыргызской Республики – 36 дел, ст.171 ч. 4 п. 3 – 99 дел, ст.204 ч.3 п.1 — 3 дела, ст.221 – 2 дела, ст.303 – 5 дел, ст.304 – 410 дел, ст.305-2 – 48 дел, ст.306 — 30 дел, ст.307 — 1 дело, ст.308 – 6 дел, ст.ст.313-314 – 37 дел, ст.315 -18 дел, ст.315-1 — 1 дело и ст. 350 ч.5 — 8 дел.

    Проведенный анализ по видам коррупционных преступлений показал, что в большинстве случаев уголовные дела возбуждены по фактам злоупотребления должностным положением, нарушениям требований земельного законодательства, присвоения или растраты вверенного имущества, законодательства о государственных закупках и взяточничества.

    Из возбужденных органами прокуратуры 704 уголовных дел, направлено в суд для рассмотрения 173 дела (24,57%), на стадии расследования находится 244 дела (34,65%), приостановлено производством — 240 дел (34%), прекращено 47 дел (6,7%).

    Одним из оснований прекращения уголовных дел указанных категорий является истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности, отдельные уголовные дела были возбуждены из-за необходимости проведения следственных действий, таких как допросы, очные ставки, следственный эксперимент, выемка документов и т.д., которые возможны лишь после возбуждения уголовного дела. Например, уголовные дела, возбужденные по заявлениям о фактах взяточничества, которые впоследствии не подтвердились.

    Одной из основных причин приостановления следствия является то, что при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, как правило, требуется проверка финансово-хозяйственной деятельности государственных органов, назначение аудита, судебно-бухгалтерских, судебно-строительно-технических и других экспертиз, которые проводятся в течение длительного времени. При этом экспертные учреждения, затягивание проведения экспертиз обосновывают загруженностью и недостатком экспертов.

    Другой причиной являлось то, что для привлечения к уголовной ответственности судей, обладающих иммунитетом, необходимо получение соответствующего согласия Совета судей, в связи с чем, уголовные дела приостанавливались до решения данного вопроса.

    Другим приоритетным направлением в работе органов прокуратуры республики оставался надзор за соблюдением законов в различных отраслях экономики и государственного управления.

    Всего по линии надзора за исполнением законодательных актов в указанных сферах органами прокуратуры за отчетный период проведена 6 021 (5 926) проверка, по результатам которой внесено 10 074 (10 248) акта прокурорского реагирования. Из них 2 534 (2 630) протеста, 3 607 (3 498) представлений, 2 135 (2 229) предписаний, 408 (553) предостережений, возбуждено 1 105 (1 051) дисциплинарных и административных производств, а также 285 (287) уголовных дел.

    По рассмотренным актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 5 693 (5 265) лиц. Возмещено в пользу государства 3 936 303 443(152 345 195) сомов.

    В разрезе отраслей законодательства результаты работы выглядят следующим образом.

    По надзору за исполнением законодательства о государственной собственности органами прокуратуры проведены 282 (364) проверки, по которым внесены 29 (33) протестов, 137 (197) представлений, 118 (167) предписаний, 13 (19) предостережений, возбуждено 26 (37) дисциплинарных и административных производств, а также 64 (68) уголовных дела. По рассмотренным актам прокурорского реагирования, 269 (318) лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 14 (21) лиц к административной ответственности.

    Возмещено в пользу государства 134 184 612 (36 888 594) сомов.

    По надзору за исполнением законодательства о муниципальной собственности органами прокуратуры проведено 249 (247) проверок, по которым внесены 24 (20) протеста, 118 (110) представлений, 153 (161) предписания, 5 (3) предостережений, возбуждено 11 (17) дисциплинарных и административных производств, а также 15 (17) уголовных дел. По рассмотренным актам прокурорского реагирования, 100 (113) лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 4 (9) лица к административной ответственности.

    Возмещено в пользу государства 3 613 103 387 (15 413 702) сома.

    По надзору за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей органами прокуратуры проведено 207 (193) проверок, по которым внесено 58 (170) протестов, 158 (133) представлений, 38 (46) предписаний, 25 (34) предостережений, возбуждено 25 (26) дисциплинарных и административных производств, а также 1 (2) уголовное дело. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 192 (214) лица привлечены к дисциплинарной ответственности и 10(21) лиц к административной ответственности.

    Во исполнение Указа президента Кыргызской Республики от 15.03.2016 года за №58 «О дополнительных мерах по правовой защите субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления при проверке их деятельности правоохранительными и налоговыми органами», органами прокуратуры осуществлена 7 441 (2 353) проверка законности и обоснованности ходатайств о назначении проверок в отношении субъектов предпринимательства и 2 292 (578) ходатайств в отношении органов местного самоуправления. Отказано в регистрации в 248 (94) случаях в отношении субъектов предпринимательства и в 87 (30) случаях в отношении органов местного самоуправления, по причинам неправильного оформления документов для их регистрации либо ввиду проведения ранее аналогичной проверки и др.

    По надзору за исполнением налогового законодательства органами прокуратуры проведена 101(139) проверка, по которой внесено 5 (29) протестов, 65 (87) представлений, 37 (53) предписаний, 4(15) предостережения, возбуждено 8 (22) дисциплинарных и административных производств. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 92 (137) лица привлечены к дисциплинарной ответственности и 5 (8) лиц к административной ответственности.

    Возмещено в пользу государства 568 915 (1 693 712) сомов.

    По надзору за исполнением таможенного законодательства органами прокуратуры проведено 9 (17) проверок, по которым внесено 3 (7) представления, 3 (4) предписания и возбуждено 3 (9) уголовных дела.

    Возмещено в пользу государства 5 844 200 (25 390 000) сомов.

    Другим приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры оставалось соблюдение требований земельного и градостроительного законодательства.

    К примеру, по надзору за исполнением земельного законодательства органами прокуратуры проведена 771 (750) проверка, по которой внесено 986 (1 017) протестов, 359 (323) представлений, 265 (231) предписаний, 31 (43) предостережение, возбуждено 70 (59) дисциплинарных и административных производств, а также 87 (75) уголовных дел. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 423 (279) лица привлечены к дисциплинарной ответственности и 45(31) лиц к административной ответственности.

    Возмещено в пользу государства  173 816 337(90 416 872) сомов.

    Вместе с этим, в отчетном периоде органами прокуратуры государству возвращено 156 земельных участков, общей площадью 629,14 га, с общей оценочной стоимостью 3 812 168 958 сомов, а в муниципальную собственность возвращены 4 жилых дома с общей площадью 472,1 м2.

    По надзору за исполнением законодательства в сфере экологии органами прокуратуры проведено 197 (201) проверок, по которым внесено 6 (3) протестов, 73 (89) представления, 159 (143) предписаний, 7 (11) предостережений, возбуждено 2 (6) дисциплинарных и административных производства, а также 2 (3) уголовных дела. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 107 (118) лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 2 (2) лица к административной ответственности.

    Возмещено в пользу государства 87 092 (168 665) сома.

    По надзору за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, использованию интернета различными радикальными движениями и организациями в целях пропаганды своей идеологии, вербовки наемников для вооруженных конфликтов и т.п., Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики в 2017 году в суд внесено 15 заявлений о блокировании веб-сайтов распространяющих информацию экстремистского и террористического характера, по результатам рассмотрения которых, судом заблокирован доступ к 159 веб-сайтам и страницам в сети интернет.

    По надзору за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан органами прокуратуры проведена 681 (696) проверка, по которой принесено 19 (20) протестов, внесено 392 (431) представления, 39 (53) предписаний, 10 (13) предостережений, возбуждено 581(519) дисциплинарное и административное производство. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 711 (722) лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 446 (358) лиц к административной ответственности.

    По надзору за исполнением законодательства об административной деятельности государственных органов органами прокуратуры проведено 328 (305) проверок, по которым внесено 534 (455) протеста, 271 (240) представление, 20 (32) предписаний, 1 (8) предостережение, возбуждено 74 (84) дисциплинарных и административных производств, а также 1 (1) уголовное дело. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 396 (409) лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 15 (20) лиц к административной ответственности.

    Возмещено в пользу государства 78 800 (0) сомов.

    По надзору за исполнением законодательства о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров органами прокуратуры проведено 116 (133) проверок, по которым внесено 7 (5) протестов, 78 (80) представлений, 54 (75) предписания, 17 (25) предостережений, возбуждено 3 (5) дисциплинарных и административных производства, возбуждено 1 (0) уголовное дело. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 88 (80) лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 1 (2) лицо к административной ответственности.

    По надзору за исполнением законодательства о межнациональной розни органами прокуратуры проведены 203 (203) проверки, по которым внесено 158 (178) представлений, 53 (76) предписания, 34 (63) предостережения, возбуждено 5 (6) административных и дисциплинарных  производств. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 234 (219) лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

    По надзору за исполнением иного законодательства органами прокуратуры проведено 1 919 (1 679) проверок, по которым внесено 306 (357) протестов, 1 147 (984) представлений, 907 (879) предписаний, 235 (281) предостережений, возбуждено 228 (197) дисциплинарных и административных производств, а также 81 (87) уголовное дело. По рассмотренным актам прокурорского реагирования 1 504 (1 271) лица привлечены к дисциплинарной ответственности и 140 (115) лиц к административной ответственности.

    Возмещено в пользу государства 5 882 987 (4 875 309) сомов.

    В 2017 году также приоритетным направлением оставался надзор за соблюдением избирательного законодательства, в период подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики, в результате осуществления которого, по вопросам технического оснащения избирательных участков выявлены нарушения закона, касающиеся специального оборудования системой освещения, снабжения письменными принадлежностями, мониторами, альтернативными источниками питания, пандусами и т.д. Всего в данном направлении внесено 44 акта прокурорского реагирования.

    Из приведенных данных видно, что в 2017 году наиболее эффективная работа проводилась по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности, земельном законодательстве, данный факт подтверждается наибольшим (по сравнению с другими отраслями законодательства) количеством возбужденных уголовных дел — 166, или 58,2%.

    По земельному законодательству, законодательству о муниципальной и государственной собственности наблюдается улучшение показателей, в том числе по сумме возмещения ущерба, причиненного государству – 3 613 103 387 сомов (91,7%).

    Кроме того, основное количество актов прокурорского реагирования, а именно 67,9% внесены по соблюдению законодательства: земельного, о порядке рассмотрения обращений граждан, трудового и иного.

    Количество проверок по исполнению вышеуказанных отраслей законодательства объясняется характером поступавших в органы прокуратуры жалоб и заявлений граждан и юридических лиц, а также необходимостью обеспечения надзора по наиболее «уязвимым» сферам жизнедеятельности.

    Организационные мероприятия

    В рамках координационной деятельности в 2017 году органами прокуратуры Кыргызской Республики проведено 38 координационных совещаний правоохранительных, фискальных и иных государственных органов по вопросам противодействия коррупции.

    В свою очередь, Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики в 2017 году проведено 2Координационных совещания.

    По результатам обсуждения наиболее значимых вопросов были выработаны следующие предложения:

    — по результатам рассмотрения вопросов о коррупционных рисках в системе внешней миграции, а также причин и условий, способствующих их совершению, даны рекомендации Правительству Кыргызской Республики, которое своим постановлением от 15.03.2017г. №155, утвердило Инструкцию о порядке оформления и выдачи виз Кыргызской Республики, предусматривающую в том числе, введение автоматизированной электронной системы выдачи виз Кыргызской Республики и регистрации иностранных граждан, с целью обеспечения доступа органов национальной безопасности, внутренних дел и миграции к электронным носителям базы данных, посредством закрытого канала интернет-связи;

    — приняты меры по оптимизации взаимодействия правоохранительных органов с органами Счетной палаты и Государственной судебно-экспертной службой при Правительстве Кыргызской Республики, связанные с назначением (проведением) аудиторских проверок и судебных экспертиз, обеспечивающих полноту и своевременность установления и пресечения финансовых и иных нарушений при рассмотрении материалов проверок и расследовании уголовных дел;

    — в целях обеспечения публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления прав на земельные участки, Правительством

    Кыргызской Республики издано распоряжение за №340-р от 15.08.2017 года, которым введено опубликование решений о предоставлении прав на земельные участки на официальных веб-сайтах органов местного самоуправления или местной государственной администрации, полномочного представителя Правительства в соответствующей области, уполномоченного государственного органа по делам местного самоуправления, а также проведение информационно-разъяснительной работы среди населения по соблюдению земельного законодательства.

    Необходимо отметить, что согласно данным международной организации Transparency International, по итогам 2017 года Кыргызская Республика в Индексе восприятия коррупции заняла 135 место (136 в 2016 году) из 180 стран (176 в 2016 году).

    Кроме того, в Кыргызской Республике функционируют как механизмы международной защиты, так и внутригосударственные гарантии прав и свобод человека, которые отражены в Конституции Кыргызской Республики (раздел 2 «Права и свободы человека и гражданина») и иных нормативных правовых актах.

    При этом, в Кыргызской Республике каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод как естественное и неотчуждаемое право, а также административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц.

    Кроме того, осуществлению и гарантированию прав и свобод человека способствуют также Институт акыйкатчы (омбудсмена) в стране и другие национальные механизмы защиты прав человека.

    1. Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие.

    В 2017 году задачи по повышению эффективности прокурорского надзора за следствием и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов, принятию мер к совершенствованию этого вида надзора, укреплению режима законности при осуществлении уголовного преследования, в целом были выполнены.

    Органами прокуратуры были приняты реальные и результативные меры по усилению надзора за деятельностью правоохранительных органов при осуществлении ими оперативно-розыскной и следственной работы, профилактике и предупреждению наиболее опасных видов преступлений, их своевременному раскрытию, защите прав и свобод граждан, интересов государства и общества.

    Немаловажное значение в этом сыграла и проявленная прокурорами инициативная координирующая роль по организации взаимодействия всех правоохранительных и других государственных органов.

    Следует отметить, что в 2017 году, в рамках проводимой реформы правоохранительной системы республики были упразднены следственные подразделения органов прокуратуры и ГТС при Правительстве Кыргызской Республики, а также ликвидирован ГСКН при Правительстве Кыргызской Республики. В связи с этим, до завершения передачи материалов, уголовных дел, комплектования штатных единиц следователей и т.п., имело место некоторое ухудшение отдельных количественных показателей следственной работы.

    Состояние преступности

    В ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что по данным Главного управления информационных технологий МВД Кыргызской Республики в 2017 году, в целом по республике было зарегистрировано 27 706 преступлений, что на 0,8 % (+225) больше, чем за 2016 год.

    10 642 (+4,5%) от всех зарегистрированных преступлений приходится на город Бишкек, 5 831 (-7,2%) на Чуйскую область, 2 454 (-0,6%) на Жалал-Абадскую область, 2 257 (+0,1%) на город Ош, 2 168(+0,7%) на Ошскую область, 2 158 (+5,5%) на Иссык-Кульскую область, 852 (+14,5%) на Баткенскую область, 704 (+10,3%) на Нарынскую и 640 (-10,1%) на Таласскую область.

    Заметное снижение преступности наблюдается по Чуйской области на-7,2%, Таласской области на-10,1%

    Количество тяжких и особо тяжких преступлений осталось практически на прежнем уровне + 1%.

    При сохранении общего уровня преступлений указанной категории, сократилось количество основных видов тяжких и особо тяжких преступлений против личности, жизни и здоровья граждан.

    Так, сократилось количество убийств на — 4,1%, изнасилований на — 16,9%, разбойных нападений на — 13,0%, хулиганства на — 0,7%.

    Уменьшилось число преступлений, связанных с наркоманией и наркобизнесом на — 9,6%.

    Сократилось количество совершенных должностных преступлений на  — 5,6%, в том числе злоупотребление служебным положением на — 2,1%, превышение должностных полномочий на — 1,4%, незаконное использование бюджетных средств на — 50%, взяточничество на — 43,0%. Причем такое сокращение наблюдается практически во всех регионах.

    Анализ показал, что уменьшение количества должностных преступлений обусловлено не ослаблением работы правоохранительных органов по выявлению таких преступлений, а предупредительным и профилактическим эффектом от проводимой государством наступательной, антикоррупционной политики и принятием реальных мер борьбы с этими преступными явлениями.

    Вместе с тем, не может не беспокоить рост в 2017 году преступлений против конституционного строя, государственной власти и общественной безопасности, таких как, религиозный экстремизм, наемничество, терроризм и т.д., что на сегодняшний день является одним из самых опасных явлений в обществе и государстве.

    Количество только выявленных и зарегистрированных таких преступлений возросло, в целом по республике на 33%, в том числе по Чуйской области с 17 до 32, Ошской области с 27 до 37, Жалал-Абадской области с 55 до 59, Таласской области с 0 до 3 и г.Ош с 39 до 50.

    Количество лиц совершивших преступления составило 15 888 (16 607) человек. Из них было привлечено к уголовной ответственности 13 301 (13 542) лиц. В отношении остальных 2 587 (3 065) лиц было отказано в возбуждении уголовного дела либо уголовное преследование прекращено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, исключающего привлечение к уголовной ответственности.

    Из числа лиц, совершивших преступления: 2 075 (2 211) являются женщинами, 1 081 (1 050) несовершеннолетними (совершившими 878 преступлений). Гражданами Кыргызской Республики являлись 15 327 (15 965) лиц, а остальные иностранными гражданами и лицами без гражданства.

    12 289 (13 163) нигде не работали и не учились, 388 (375) являются учащимися средних школ, 109 (155) учащимися СУЗов и вузов, 93 (130) являются военнослужащими, 159 (154) работниками правоохранительных органов. 1 612 (1 923) совершили преступление в составе групп, 281 (409) в состоянии алкогольного опьянения и наркотического возбуждения, 285 (423) ранее уже совершали преступления (рецидив).

    Согласно официальным статистическим данным Главного управления  информационных технологий МВД Кыргызской Республики, в целом раскрываемость преступлений по стране в 2017 году составила 67,6% (72,6%), что на уровне 2016 года. Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений составила 78,2% (79,7%).

    При этом раскрываемость по видам преступлений составила:

    — убийства — 76,2% (73,0%), нанесения тяжких телесных повреждений – 88,7% (90,5%), изнасилования – 94,6% (94,2%), разбои – 77,3% (82,3%), грабежи – 81,3% (79,2%), мошенничество – 78,4% (80,3%), вымогательство – 76,3% (75,8%), неправомерное завладение автомобилем или иным автомототранспортным средством – 88,1% (87,8%), кражи – 64,2% (64,7%), скотокрадство – 80,3% (85,2%).

    Состояние следствия

    Следует отметить, что в целом по республике и практически по всем органам качество следствия заметно улучшилось.

    Так, по органам военной прокуратуры с 26 до 8 сократилось количество прекращенных уголовных дел, из них по реабилитирующим основаниям с 5 до 2 без предъявления обвинения, возбужденных соответственно в 2016 — 2017 годах.

    С 27 до 35 увеличилось количество приостановленных дел, возбужденных в 2016-2017 годах.

    Со 21 до 23 увеличилось количество дел, оконченных с продлением сроков следствия, которые были возбуждены в 2016-2017 годах.

    Дел, возвращенных судами для восполнения пробелов следствия, которые были возбуждены до 2016-2017 годов, не имеется.

    Показатели возмещаемости причиненного государству ущерба по оконченным уголовным делам и отказным материалам возросли с 3 366 000. до 19 139 000.

    По органам внутренних дел прекращено 3 457 дел, против  3 836 в 2016 году (уменьшение 11%), из них по реабилитирующим основаниям прекращено 137 уголовных дел против 127 дел 2016 года (+7,8%).

    С 6 171 до 6 316 увеличилось количество приостановленных на основании п.3 ч.1 ст.221 УПК дел, возбужденных в 2016-2017 годах.

    С 27 до 40 увеличилось количество дел, возвращенных судами для восполнения пробелов следствия из числа возбужденных в 2016-2017 годах.

    По органам национальной безопасности с 342 до 344 возросло количество направленных в суд дел.

    С 59 до 114 возросло количество прекращенных дел, в том числе с 38 до 61 из числа возбужденных в 2016-2017 годах.

    С 14 до 54 увеличилось количество прекращенных по нереабилитирующим основаниям дел без предъявления обвинения, в том числе с 7 до 29 из числа возбужденных в 2016-2017 годах.

    С 293 до 658 возросло количество приостановленных дел, в том числе со 150 до 290 из числа возбужденных в 2016-2017 годах.

    Со 176 до 539 увеличилось количество приостановленных на основании п.3 ч.1 ст.221 УПК дел, в том числе с 80 до 224 из числа возбужденных соответственно в 2016-2017 годах.

    С 2 до 4 увеличилось количество дел, возвращенных судами для восполнения пробелов следствия.

    Показатели возмещаемости причиненного государству ущерба по оконченным уголовным делам и отказным материалам составили 99% (96,7%), рост суммы возмещения составляет 89 221 682 сомов.

    По органам борьбы с экономическими преступлениями с 385 до 508 возросло количество направленных в суд дел.

    Со 105 до 215 увеличилось количество прекращенных дел, которые были возбуждены в 2015-2016 годах.

    С 31 до 40 увеличилось количество прекращенных по нереабилитирующим основаниям дел без предъявления обвинения, в том числе с 4 до 26 из числа возбужденных в 2016-2017 годах.

    С 229 до 585 увеличилось количество приостановленных дел, которые были возбуждены в 2016-2017 годах.

    Со 182 до 498 увеличилось количество приостановленных на основании п.3 ч.1 ст.221 УПК дел, которые были возбуждены в 2016-2017 годах.

    С 0 до 3  увеличилось количество дел, возвращенных судами для восполнения пробелов следствия, возбужденных в 2016-2017 годах.

    В целом по республике, по сравнению с 2016 годом, общее количество незаконно привлеченных к уголовной ответственности лиц увеличилось со 128 до 178. Из них 48 лиц в связи с прекращением уголовного преследования на стадии следствия и 130 лиц в связи с оправданием в суде (по вступившим в силу приговорам).

    Из указанных 130 лиц лишь 24 были привлечены к уголовной ответственности в 2017 году (по прокуратуре – 1, МВД – 20, ГКНБ – 2, ГСБЭП — 1). Остальные 106 лиц были привлечены к уголовной ответственности в предыдущие года, но окончательные решения по ним были приняты в 2017 году.

    Указанные 24 лица составляют всего 0,2% от привлеченных к уголовной ответственности 13 301 лица. Из них лишь 3 (3) лица содержались под стражей (все по органам МВД).

    По всем вышеуказанным фактам незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности и их ареста органами прокуратуры приняты соответствующие меры прокурорского реагирования, с рассмотрением вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

    В целом, следственный аппарат правоохранительных органов республики в 2017 году составлял 759 человек, из которых по прокуратуре — 8, МВД — 615, ГКНБ — 60, ГСБЭП — 68, ГСИН — 8.

    В производстве следственных подразделений правоохранительных органов всего находилось 37 074 уголовных дела, в том числе по прокуратуре – 291, МВД – 32 924 (из них 22 795 возбужденных), ГКНБ – 1 289 (из них 364 возбужденных), ГСБЭП –2 267 (из них 881 возбужденное), ГСИН – 303 (из них 177 возбужденных).

    Из указанного количества соединены в одно производство 6 262 уголовных дела, в том числе по прокуратуре — 33, МВД – 6 130, ГКНБ — 32, ГСБЭП — 65, ГСИН –2.

    Окончено производством и направлено в суд 11 166 уголовных дел, в том числе по прокуратуре — 127, МВД – 10 089, ГКНБ – 323, ГСБЭП — 502,  ГСИН — 125.

    Окончено производством и прекращено 4 002 уголовных дела, в том числе по прокуратуре — 48, МВД – 3 457, ГКНБ — 114, ГСБЭП — 361, ГСИН – 22.

    Приостановлено производством 12 273 уголовных дела, в том числе по прокуратуре — 65, МВД –10 354, ГКНБ — 658, ГСБЭП — 1070, ГСИН — 126.

    Остаток неоконченных дел на начало 2017 года составлял 2 900 уголовных дела, в том числе по прокуратуре — 172, МВД — 2 525, ГКНБ — 75, ГСБЭП — 109 и ГСИН — 19.

    Отказано в возбуждении уголовного дела по 93 664 материалам проверок, в том числе по прокуратуре – 2 091, МВД – 88 852, ГКНБ — 328, ГСБЭП – 2 233, ГСИН — 160.

    В порядке статьи 94 УПК Кыргызской Республики по подозрению в совершении преступлений было задержано 7 235 лиц (из них 558 женщин и 187 несовершеннолетних), в том числе по прокуратуре — 21, МВД – 6 817 (из них 533 женщин и 186 несовершеннолетних), ГКНБ — 176 (из них 10 женщин и 1 несовершеннолетний), ГСБЭП –95 (из них 11 женщин), ГСИН — 126 (из них 4 женщины). Из задержанных лиц в отношении 4 798 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (из них 305 женщин и 90 несовершеннолетних), в том числе по прокуратуре — 18, МВД – 4 436 (из них 289 женщин и 89 несовершеннолетних), ГКНБ — 155 (из них 8 женщин и 1 несовершеннолетний), ГСБЭП — 63 (из них 4 женщины), ГСИН — 126 (из них 4 женщин).

    Кроме того, в связи с розыском обвиняемых, заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении 775 лиц, в том числе по прокуратуре — 24, МВД — 578, ГКНБ –42, ГСБЭП — 23 и ГСИН — 108.

    Прокурорами отказано в даче согласия на внесение в суд ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении 55 лиц (по МВД — 54, ГСБЭП — 1).

    Судами отказано в удовлетворении 698 ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе по прокуратуре — 6, МВД — 680, ГКНБ — 4, ГСБЭП — 8.

    Состояние прокурорского надзора за следствием и оперативно — разыскной деятельностью.

    Органами прокуратуры в 2017 году всего разрешено 9 162 (9 505) обращения по вопросам следствия и дознания, из которых 3 673 обращения (более 40%) были удовлетворены. По остальным обращениям, после проведения проверок, заявителям были даны соответствующие разъяснения, либо обращения были отклонены, как необоснованные.

    По вопросам законности в деятельности органов следствия и дознания, прокурорами было проведено 898 (776) проверок, в том числе 13 в органах прокуратуры, 792 в органах внутренних дел, 26 в органах национальной безопасности, 57 в органах по борьбе с экономическими преступлениями, 10 в органах исполнения наказаний.

    При этом в порядке совершенствования форм и методов работы, были внесены коррективы в содержание и характер надзорных действий, что сопровождалось переходом, от зачастую формальных и недостаточно эффективных периодических проверок по несущественным вопросам, к осуществлению непрерывного надзора, путем ежедневного изучения материалов проверок и уголовных дел, прямого контактирования со следователями и оперативными сотрудниками, совместного обсуждения проблемных вопросов, концентрации усилий на наиболее важных аспектах деятельности, на основе персональной ответственности.

    В результате принятия таких мер, в целом по республике сократилось количество нарушений законности, допускаемых следователями и оперативными сотрудниками при рассмотрении обращений граждан, производстве следствия и оперативно-розыскной работы, что свидетельствует об улучшении эффективности надзорной работы прокуроров.

    Так, с 292 до 424 увеличилось количество выявленных случаев укрытия преступлений от учета.

    С 40 до 20 уменьшилось количество фактов необоснованного возбуждения уголовных дел.

    С 542 до 449 уменьшилось количество фактов необоснованного прекращения уголовных дел, в том числе с 392 до 346 по органам внутренних дел, при этом, по органам борьбы с экономическими преступлениями данный показатель вырос с 39 до 49.

    С 2 484 до 2 510 увеличилось количество случаев необоснованного приостановления уголовных дел, в том числе с 56 до 214 по органам национальной безопасности, со 177 до 372 по органам борьбы с экономическими преступлениями.

    С 89 592 до 92 195 увеличилось количество изученных материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе с 84 516 до 86 280 по органам внутренних дел, с 1 722 до 2 345 по органам борьбы с экономическими преступлениями.

    По результатам их изучения отменено 9 550 (8 697) необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, в том числе 8 072 (7 641) по органам внутренних дел, 9 (2) по органам исполнения наказаний, 165 (84) по органам национальной безопасности, 644 (424) по органам борьбы с экономическими преступлениями.

    По выявленным в ходе проверок нарушениям законности со стороны оперативно-следственных сотрудников, прокурорами внесен 1 351 (1 447) акт прокурорского реагирования (представления и дисциплинарные производства), в том числе по органам МВД — 1 232, ГКНБ — 23, ГСБЭП — 80, ГСИН — 14.

    По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности было привлечено 604 (628) должностных лица органов следствия и дознания, в том числе по прокуратуре — 4, МВД — 544, ГСБЭП — 44, ГСИН — 12.

    Кроме того, по выявленным нарушениям законности и прав граждан в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий и осуществления следствия к уголовной ответственности было привлечено 78 (137) сотрудников правоохранительных органов, в том числе МВД – 65, ГКНБ – 9, ГСБЭП –2 и ГСКН — 2.

    Заметно активизирован надзор и за оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов. Так, в целом по республике с 1 683 до 1 715 увеличилось количество изученных прокурорами оперативно-розыскных дел. По результатам изучения дано 155 (224) письменных указания об активизации работы и устранению недостатков, внесено 30 (23) актов прокурорского реагирования по привлечению виновных должностных лиц к ответственности. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности было привлечено 38 (16) должностных лиц.

    1. Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

    О состоянии законности при исполнении решений судов по уголовным делам в части исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы: штраф, тройной айып, конфискация имущества.

    За 2017 год судами республики назначены штрафы по 1 859 (1 302) уголовным делам на общую сумму 428 176 238 (312 855 416) сомов, из них исполнено в полном объеме 679 (476) исполнительных документов на общую сумму 50 641 852 (33 566 022) сома или 36,5% (36,5%).

    По должностным лицам в ПССИ направлен 161 (54) исполнительный  документ на сумму  175 156 000 (48 312 000) сомов, из которых исполнено в полном объеме 30 (24) исполнительных документов на сумму 17 946 000 (4 358 000) сомов или 18,6% (44,4%).

    В связи с низкой исполняемостью исполнительных документов о взыскании штрафа и тройного айыпа, Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики, для усиления и повышения эффективности и качества организации работы по линии прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также в целях обеспечения надлежащей реализации конституционных полномочий, на основании приказа Генерального прокурора Кыргызской Республики №279-к от 05.06.2017 года, в структуре центрального аппарата Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики образован новый отдел наделенный полномочиями осуществлять непосредственный надзор за деятельностью Судебного департамента при Верховном суде Кыргызской Республики и его структурных (территориальных) подразделений на предмет точного и единообразного исполнения законов при исполнении судебных решений по уголовным делам.

    До принятия конституционного Закона Кыргызской Республики «Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики» деятельность судебных исполнителей по исполнению исполнительных документов по уголовным делам органами прокуратуры не проверялась, так как они не входили в перечень поднадзорных объектов органов прокуратуры.

    По инициативе Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики организована межведомственная встреча с руководством Верховного суда и Судебного департамента, где были обсуждены вопросы порядка исполнения приговоров в части взыскания штрафа, тройного айыпа, конфискации имущества и по внесению представлений о замене штрафа лишением свободы в пределах срока, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК Кыргызской Республики, по которой лицо признано виновным.

    По итогам встречи из числа работников центрального аппарата Верховного суда, Генеральной прокуратуры и Судебного департамента была образована межведомственная рабочая группа для выработки единой правоприменительной практики по порядку исполнения приговоров в части взыскания штрафов и тройного айыпа.

    Межведомственной рабочей группой установлено, что одной из причин неисполнения исполнительных документов является то, что суды при определении подсудимому меры наказания и вынесения обвинительного приговора с назначением наказания в виде штрафа или тройного айыпа, не обращают внимания на материальное, финансовое и имущественное положение подсудимого, то есть на его платежеспособность.

    Кроме того, в УИК Кыргызской Республики и Законе Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве», регламентирующих вопросы исполнения указанных видов наказания, имеются нормы, дающие осужденным реальные возможности уклоняться от уплаты штрафа и тройного айыпа.

    В связи с чем, Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики разработан проект Закона о внесении изменений в УИК Кыргызской Республики, и в Закон Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве», который 13.02.2018 года направлен Председателю Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, для рассмотрения вопроса об инициировании данного законопроекта в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики.

    Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики в электронном формате создан Единый реестр лиц осужденных к штрафу, тройному айыпу и конфискации имущества, а также лиц, к которым применены принудительные меры медицинского характера, с обновлением данных по мере исполнения судебных решений.

    В настоящее время территориальными органами прокуратуры ежемесячно в ПССИ проводятся проверки деятельности судебных исполнителей на предмет точного и единообразного исполнения требований законов при исполнении исполнительных документов по уголовным делам.

    За отчетный период органами прокуратуры по результатам проведенных проверок деятельности ПССИ всего внесено 29 (12) актов прокурорского  реагирования, где по результатам их рассмотрения к различным видам дисциплинарной ответственности привлечены 19 (14) судебных исполнителей.

    В части конфискации имущества судами республики за 2017 год всего вынесен 1 071 (1 151) приговор о конфискации имущества осужденных, которые по вступлению в силу направлены в ПССИ. Из них исполнено в полном объеме 109 (833) исполнительных документов или 10,1% (72,3%).

    Низкий процент исполнения исполнительных документов о конфискации имущества осужденных связан с тем, что в виду отсутствия имущества осужденного (за исключением видов имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам в соответствии с законом) в большинстве случаев судебными исполнителями составляются акты о невозможности конфискации имущества осужденного и исполнительные документы на основании Закона Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве» возвращаются в суд.

    О состоянии законности при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

    За отчетный период по 124 (107) уголовным делам в отношении 124 (107) лиц судами применены принудительные меры медицинского характера, в связи с их невменяемостью, подтвержденной заключением судебного эксперта.

    В соответствии с приказом Генерального прокурора Кыргызской Республики №50-п от 14.09.2017 года в поднадзорных органах ежеквартально проводятся проверки исполнения судебных решений по уголовным делам.

    Обращений граждан и самих фактов необоснованного применения мер принудительного характера, нарушений законности со стороны должностных лиц и персонала мест применения мер принудительного характера в ходе проведенных проверок, не установлено.

    Кроме того, прокурорам поручено усилить надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи, исполнении постановлений судов о назначении, изменении и прекращении принудительных мер медицинского характера.

    Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с п.3.4 Перспективного плана работы Генеральной прокуратуры, в целях усиления прокурорского надзора, на 2018 год запланирован ряд проверок состояния прокурорского надзора при исполнении судебных решений о применении принудительных мер медицинского характера, в том числе и по вопросам их продления, изменения, прекращения, а также за соблюдением требований уголовного, уголовно-процессуального законодательства и Закона Кыргызской Республики «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в Республиканском центре психического здоровья и Республиканских психиатрических больницах, расположенных в с.Чым-Коргон и пгт.Кызыл-Жар за 2017 год и 1 полугодие 2018 года.

    1. Представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом.

    О состоянии законности при представительстве в судах по гражданским, административным и экономическим делам.

    В 2017 году, как и в прошлые годы, наблюдается тенденция к росту  активности граждан по защите охраняемых законом прав посредством обращения в суды. Стоящие перед судебной властью задачи по качественному разрешению споров, также требуют активизации участия прокуроров в сфере гражданского судопроизводства, в целях обеспечения соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

    Прокурор, участвующий в гражданском судопроизводстве является не просто стороной процесса, а выступает в качестве гаранта вынесения судами всех инстанций законных и обоснованных судебных актов.

    Основные направления деятельности прокуроров в гражданском, экономическом и административном судопроизводстве по решению стоящих перед ними задач сформулированы в Конституции Кыргызской Республики, в ГПК и АПК Кыргызской Республики, Законе Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики», других нормативных правовых актах, а также в приказах Генерального прокурора Кыргызской Республики.

    За 2017 год прокурорами направлено в суды 1 095 (872) заявлений на сумму 5 496 552 729 (102 657 398) сомов.

    Судами первой инстанции рассмотрено, с учетом ранее предъявленных, 1 265 (729) исков на сумму 5 492 510 781 (108 859 992) сом, из которых вынесены решения об удовлетворении по 985 (482) искам на сумму 5 475 135 485 (70 055 877) сом, что составляет 80,3 (77,4%).

    К категории гражданских, административных дел, по которым участие прокурора обязательно, законодательством отнесены следующие дела: оспаривание решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (ст.42 АПК Кыргызской Республики); усыновление или удочерение ребенка (ст.269 ГПК Кыргызской Республики); отмена усыновления или удочерения ребенка (ст.274 ГПК Кыргызской Республики); назначение опекуна или попечителя (ст.275 ГПК Кыргызской Республики); освобождение и отстранение опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей (ст.279 ГПК Кыргызской Республики); направление ребенка в интернатное учреждение (ст.280 ГПК Кыргызской Республики); пересмотр решения о направления ребенка в интернатное учреждение (ст.284 ГПК Кыргызской Республики); признание гражданина ограниченно дееспособным (ст.290 ГПК Кыргызской Республики), отмена ограничения дееспособности и признания гражданина дееспособным (ст.296 ГПК Кыргызской Республики); лишение родительских прав (ст.74 Семейного кодекса Кыргызской Республики); восстановление в родительских правах (ст.77 СК Кыргызской Республики); ограничение в родительских правах (ст.78 СК Кыргызской Республики); принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, а также  об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи (ст.314 ГПК Кыргызской Республики и ст.ст.34, 48 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»), а также в других случаях, предусмотренных законами.

    В отчетном периоде во всех судебных инстанциях рассмотрено 4 243 (3 587) гражданских и административных дела, участие прокуроров в которых обязательно, где 4 098 (3 470) судебных актов вынесено в соответствии с заключениями прокурора.

    Органами прокуратуры в 2017 году принесено 329 (217) представлений на незаконные и необоснованные судебные акты. С учетом остатка из 2016 года, за отчетный период рассмотрено 353(262) представления, из которых удовлетворено 208 (112).

    На протяжении отчетного периода и по настоящее время принимаются меры по обеспечению 100% участия прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел, затрагивающих интересы государства, в том числе посредством установления коммуникаций с государственными органами и судами.

    1. Поддержание государственного обвинения в суде.

    О состоянии законности при поддержании государственного обвинения в судах.

    Всего за 2017 год прокурорами поддержано обвинение в судах первой инстанции по 16 390 (17 737) уголовным делам в отношении 18 876 (20 553) лиц.

    В судах апелляционной инстанции обеспечено участие прокуроров по 2 076 (1 925) делам в отношении 2 742 (2 640) лиц.

    В судах кассационной инстанции обеспечено участие прокуроров по 1 785 (1 690) делам в отношении 1 921 (1 814) лица.

    За указанный период с участием прокуроров в судах надзорной инстанции рассмотрено 1 488 (1 280) дел в отношении 1 873 (1 617) лиц.

    Из всех рассмотренных уголовных дел судами первой инстанции за 2017 год постановлены решения:

    — с вынесением обвинительного приговора по 5 511 (33,6%) уголовным делам в отношении 6 711(35,5%) лиц, против 5 839 (32,9%) уголовных дел в отношении 6 988 (33,9%) лиц за 2016 год;

    — с вынесением обвинительного приговора в порядке ст.328-3 УПК (без проведения судебного разбирательства) по 249 (1,5%) уголовным делам в отношении 258 (1,3%) лиц, против 211 (1,1%) уголовных дел в отношении 216 (1%) лиц за 2016 год;

    — возвращено прокурорам для восполнения пробелов следствия 211 (1,3%) уголовных дел в отношении 305 (1,6%) лиц, против 222 (1,2%) уголовных дел в отношении 339 (1,6%) лиц в 2016 году;

    —  вынесено постановлений о прекращении 5 192 (31,6%) уголовных дел в отношении 6 036 (31,9%) лиц, против 5 615 (31,6%) уголовных дел в отношении 6 684 (32,5%) лиц за 2016 год;

    — вынесено постановлений о применении принудительных мер медицинского характера в отношении 124 (0,6%) лиц по 124 (0,7%) уголовным делам, против 107 (0,5%) лиц по 107 (0,6%) уголовным делам в 2016 году;

    — вынесены постановления о приостановлении рассмотрения 330 (2%) уголовных дел в отношении 430 (2,2%) лиц, против 340 (1,9%) уголовных дел в отношении 494 (2,4%) лиц в 2016 году;

    — возвращено прокурорам для обеспечения явки участников процесса 940 (5,7%) уголовных дел в отношении 1 092 (5,7%) лиц, против 1 201 (6,7%) уголовного дела в отношении 1 446 (7%) лиц в 2016 году.

    Остаток возвращенных уголовных дел для обеспечения явки участников процесса из числа прошлых лет на начало отчетного периода составил 2 570 уголовных дел.

    Из них исполнено 1 455 постановлений судов об обеспечении явки участников процесса, обжаловано 28 судебных постановлений, заведены 1 438 розыскных дел.

    Из рассмотренных в 2017 году судами первой инстанции 16 390 уголовных дел в отношении 18 876 лиц, по 192 (1,17%) делам в отношении 279 (1,47%) лиц вынесены оправдательные приговоры. Судами второй и третьей инстанции по 33 уголовным делам оправданы 40 лиц (судом надзорной инстанции по 1 уголовному делу оправдано 1 лицо). Всего судами первой, второй и третьей инстанций по 225 уголовным делам вынесены оправдательные приговоры в отношении 319 лиц.

    Из общего числа вынесенных оправдательных приговоров по 94 уголовным делам в отношении 130лиц оправдательные приговоры вступили в законную силу.

    За отчетный период, от общего числа оправдательных приговоров по 74 (56) делам в отношении 84 (75) лиц оправдательные приговоры отменены вышестоящими инстанциями, 57 (44) дел в отношении 105 (84) лиц находятся на стадии рассмотрения в суде.

    Результаты показывают, что чаще всего оправдательные приговоры выносились по должностным преступлениям, в сфере преступлений против собственности и экономической деятельности, а также по преступлениям против общественной безопасности.

    Оправдательные приговоры судами выносились как по объективным, так  и  по субъективным причинам. Имели место случаи, когда в ходе судебного разбирательства возникали новые обстоятельства (изменение показаний потерпевшими, свидетелями, подсудимыми, заключения экспертиз, дополнительные свидетели и доказательства) которые в последствии, также учитываются судами при вынесении оправдательного приговора.

    Кроме того, при рассмотрении дел судами, выявлялись факты неправильного применения уголовного законодательства, о чем свидетельствует отмена решений вышестоящими судебными инстанциями. Были случаи, когда суды по-разному истолковывали норму закона и неправильно квалифицировали действия подсудимого.

    Более того, суды часто выходили за рамки своих полномочий независимого арбитра и выносили решения явно одностороннего характера.

    Доказательства одной стороны рассматривались предвзято и необъективно, а доказательства другой стороны, даже при признаках их недопустимости, имели для суда главенствующее значение. Субъективный фактор приводил к произвольной оценке судом доказательств, а иногда и вовсе к неправомерному их анализу.

    Субъективное мнение судьи может быть связано также и с отсутствием официального толкования законодательных норм, что приводит к применению их судами в собственной интерпретации.

    В целях недопущения незаконного привлечения лиц к уголовной ответственности органами прокуратуры республики  принимались меры  по повышению качества следственной работы и прокурорского надзора за расследованием уголовных дел, работы государственных обвинителей по изучению и поддержанию государственного обвинения в судах, тщательному и всестороннему изучению уголовных дел, поступающих для утверждения обвинительного заключения и направления в суд, внесению эффективных представлений.

    Факты незаконного привлечения лиц к уголовной ответственности являлись предметом обсуждения на коллегиях и оперативных совещаниях органов прокуратуры городов и областей. Так, за 2017 год за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, выразившиеся в незаконном привлечении к уголовной ответственности, нарушении требований ст.19 УПК Кыргызской Республики о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, некачественном изучении уголовных дел оконченных производством, а также некачественном поддержании государственного обвинения, к различной мерам дисциплинарной ответственности привлечены 12 работников органов прокуратуры республики, из которых 6 работников занимают руководящие должности.

    1. Возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц государственных органов, а также уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих.

    О состоянии законности при возбуждении уголовных дел и их передачи на расследование в соответствующие правоохранительные органы

    Органами прокуратуры Кыргызской Республики за 2017 год возбуждено 704 (812) уголовных дела по коррупционным (должностным) преступлениям, по которым сумма выявленного ущерба составила  651 146 728 (506 699 023) сомов, из них возмещено 16 408 593 (197 694 816) сомов или 2,51%.

    Из общего числа уголовных дел направлено для рассмотрения в суд — 173 дела (24,57%), органами следствия расследуются — 255 (36,2%), приостановлено производством — 213 (30,25%), прекращено — 47 (6,7%), из них прекращено по реабилитирующим основаниям без предъявления обвинения – 19(2,6%), соединено в одно производство — 16 (2,27%).

    Уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих

    Прокурорами органов военной прокуратуры в полной мере использовались имеющиеся полномочия для эффективного надзора за следствием, а также за оперативно-розыскной деятельностью с учетом специфики работы органов военной прокуратуры. При этом, каждый факт необоснованного и незаконно принятого процессуального решения не оставался без внимания со стороны надзирающих прокуроров.

    В целях обеспечения единого подхода к организации прокурорского надзора за следствием, органами Военной прокуратуры принимались все необходимые меры для полного, всестороннего и объективного расследования уголовных дел, неотвратимости наказания за преступления, изобличения виновных лиц, охраны прав и свобод участников уголовного процесса, укрепления законности и правопорядка.

    Более половины расследованных органами военной прокуратуры уголовных дел относились к категории воинских преступлений, отдельно выделенных законодателем в Раздел XI Уголовного кодекса Кыргызской Республики. На протяжении многих лет примерно 65 — 70% всех воинских преступлений составляли преступления, связанные с самовольным оставлением военнослужащими мест службы и дезертирством.

    Однако, в результате планомерной и поступательной работы по профилактике воинских преступлений, удалось снизить их количество и в 2017 году преступления, связанные с самовольным оставлением военнослужащими мест службы и дезертирством, составили всего 11,6% от общего количества преступлений, совершенных военнослужащими.

    За отчетный период в производстве органов Военной прокуратуры республики находилось 298 (370) уголовных дел, из которых всего окончено производством 158 (163) уголовных дел. Из них направлено в суд 123 (117) уголовных дела или 77,8% (71,7%) от общего количества оконченных производством уголовных дел.

    Всего в 2017 году органами Военной прокуратуры к уголовной ответственности было привлечено 190 лиц.

    Из них 141 лицо являются военнослужащими Вооруженных Сил Кыргызской Республики (офицеры – 57, военнослужащие сверхсрочной службы – 78, срочной службы – 6), 49 – гражданскими лицами.

    Больше всего лиц привлечено по Генеральному штабу — 62 лица, по Государственной пограничной службе — 51 лицо, по ГКДО – 38 лиц. Также, привлечено к уголовной ответственности по Национальной гвардии – 14 лиц, по МЧС – 8 лиц, по ГКНБ – 9 лиц, по другим организациям – 8лиц.

    Проведенный анализ состояния преступности по Вооруженным Силам Кыргызской Республики показал, что наблюдается устойчивая тенденция к снижению общеуголовных преступлений за 2017 год по сравнению с 2016 годом. К примеру: злоупотребление должностным положением с 40 до 35,превышение должностных полномочий с 17 до 13, взятка с 9 до 2 и т.д.

    Также необходимо отметить и устойчивую тенденцию к снижению воинских преступлений с 38 до 27.

    Из вышеуказанных уголовных дел 76 (95) уголовных дел относятся к категории тяжких и 20 (22) к категории особо тяжких преступлений, что в процентном соотношении составляет 25,5% (25,6%) и 6,7% (6%) соответственно.

    В 2017 году по тяжким преступлениям в суд направлено 38 (42) дел, 15 (15) дел соединено в одно производство, 8 (14) дел приостановлено, 8 (8) дел прекращено, 2 (6) уголовных дела переданы в другие органы и 5 (10) уголовных дел находятся на стадии расследования.

    По категории особо тяжких преступлений 4 (7) уголовных дела направлены в суд, 2 (2) уголовных дела соединены в одно производство, по 5 (7) уголовным делам следствие приостановлено, 2 (1) уголовных дела прекращены, 1 (2) уголовное дело передано в другие органы и 6 (3) уголовных дел находятся на стадии расследования.

    Органами военной прокуратуры республики по экономическим и должностным преступлениям окончено 40 (24) уголовных дел и рассмотрено материалов с ущербом на сумму 27 576 919 (7 757 566) сом, по которым в ходе следствия возмещена сумма 19 139 296 (3 366 136) сом или 69,4% (43,4%). В суд направлено 35 дел на сумму 18 792 282 сома, прекращено производством 5 дел на сумму 8 765 137 сом.

    Поделитесь новостью