В Кыргызстане, как бывает почти каждой весной, начало работать новое правительство. Сегодня кабинет министров во главе с премьер-министром Мухаммедкалыем Абылгазиевым принес присягу.
Если прошлое правительство спустя 6 месяцев было обречено на отставку, этот состав может продержаться дольше. Этому свидетельствует тот факт, что премьер-министр имеет хорошую поддержку «Белого дома», а также полную лояльность со стороны депутатов Жогорку Кенеша, чему поспособствовали отдельные силы в законодательном органе.
Новое старое
Нынешний кабмин окрестили б/у правительством ввиду того, что, несмотря на выражение недоверия, большая половина министров остались работать на своих местах. В составе правительства всего четыре новых кадра: председатель Госкомитета по делам обороны Эрлис Тердикбаев, вице-премьер-министр Замирбек Аскаров, министр чрезвычайных ситуаций Нурболот Мырзахметов и министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев.
В этом составе практически нет молодых чиновников. Самому младшему 41 год, самому старшему 60.
Бизнес-аффилированность
Не успел кабмин приступить к своей работе, как его уличили в аффилированности с бизнес интересами. Как оказалось, почти у большей половины министров имеется свой бизнес. Например премьер-министр все еще числится директором и учредителем ОсОО «Ажар и К», ОсОО имеет вице-премьер Алтынай Омурбекова, министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев собственник фармацевтической компании.
Не стоит удивляться, если за каждым мало-мальски высокопоставленным чиновником будет стоять тот или иной бизнес, иначе видимо на государственную службу не придешь.
Эксперт Игорь Шестаков подчеркнул, что пока чиновники и депутаты не перестанут заниматься бизнесом, другому бизнесу у нас невозможно будет поднять голову. По мнению эксперта, чиновники, имеющие свои фирмы, занимаются «развитием своих финансовых проектов и тормозят остальной бизнес» в стране.
«Бизнес (не имеющий отношения к должностным лицам или депутатам) находится в таком положении как нелюбимая дочка в государстве. Вот в чем проблема. Этот вопрос надо решать. Если президент взялся за тему коррупции, то он должен в этом вопросе быть суперпринципиальным и решать в пользу государства. Мы видели, что и Максим Бакиев был успешным бизнесменом, и Айдар Акаев был успешным бизнесменом, только их папы были неуспешным президентами», – отметил он.
Согласно закону «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», госслужащим нельзя заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением в обмен за это любых выгод.
Но, несмотря на прекрасное законодательство Кыргызстана в части недопущения бизнес интересам стоять выше госинтересов, на практике мы видим картину конфликта интересов, аффилированности тех или иных чиновников с бизнесом и лоббирования частных интересов. Эта проблема еще не решена в системе государственного управления страны. И она не решится, пока в стране не будет работать закон, пока нормы законодательства не будут оставаться только на бумаге и общество, и власть не будет на это закрывать глаза. Но общество продолжает проигрывать в этой борьбе, ярким примером этому служит олигархический депутатский корпус. Ведь зачастую на госслужбу бизнесмены идут не ради того, чтобы день и ночь трудится за зарплату.
«Зачастую они являются «крышей» бизнеса, который ведут их близкие. Может быть, он не сам ведет этот бизнес, но, по крайней мере, его близкий ведет этот бизнес. Собственно говоря, если мы сейчас проедем по Бишкеку, то мы увидим, что крупнейшие торговые центры, отели, другие бизнес-здания, строительные компании – за ними стоят бывшие министры, депутаты, в том числе и действующие. У нас только 10% депутатов, которые реально не имеют своего крупного бизнеса. Все остальные – олигархи. Поэтому у нас Жогорку Кенеш и называют олигархическим парламентом. Я его еще называю ЗАО «Жогорку Кенеш». Потому что там сидят по сути дела олигархи, которые за счет депутатского мандата свой бизнес защищают. Иначе, зачем ходить в парламент и финансировать свои партии. Очень немного тех, кто думает в первую очередь об интересах страны, а не своих собственных», – считает он.
«Несмотря на то, что ежегодно чиновники декларируют свои доходы и расходы, высокопоставленные чиновники зачастую официально скрывают свое состояние. К примеру, можно вспомнить бывшего президента страны Аскара Акаева, имевшего только старенькую волгу и квартиру в центре Бишкека, при этом его семья владела миллиардами долларов. «Конечно, есть большая разница между официальными декларациями и теми заработками, которые есть в реале. Поэтому неслучайно идут дискуссии вокруг бывшего таможенника Раима-миллиона. Он фактически зарабатывал небольшие деньги, а все говорят, что он чуть ли не долларовый миллионер. Вот это, собственно говоря, та реальность. По декларациям все имеют старую хрущевку, в лучшем случае элитку и какую-нибудь отнюдь не новую иномарку», – сказал Игорь Шестаков.
Нет времени на раскачку
В Кыргызстане неудобные кабинеты министров сменялись на технические, реформаторские сменялись на удобные и компромиссные и так далее. Неизменным остается одно – не всегда кабмины меняют в интересах общества, и зачастую мнение общества остается неуслышанным.
Глава аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов считает, что в нынешних условиях Кыргызстану министры, как они есть, не нужны.
«Кыргызстану нужны кризис менеджеры, которые будут работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Потому что ситуация в стране довольно сложная, спокойно работать не придется никому. Ко всему правительству вопрос, сумеет ли они работать в экстремальных ситуациях. Ситуация не располагает к тому, чтобы расслабляться, спокойно сидеть и перебирать бумаги, и играть компьютерные игры. Времени на раскачку им не осталось», – считает Дмитрий Орлов.
Политологи констатируют, что смена правительства позволила усилить позиции президента С.Жээнбекова, однако ждать многого от этого состава не приходится. Можно заметить, что среди министров, да и самого главы правительства нет реформаторского духа, сильным этот состав тоже трудно назвать, считает экспертное сообщество.
Сегодня на пленарном заседании парламента президент выразил надежду, что новый более лояльный ему кабинет министров хорошо сработает и подчеркнул ответственность правительства. Справится ли действительно новое правительство с выраженным им доверием, кыргызстанцы узнают в ближайшем будущем. Впереди стоят задачи реализации программы «Таза коом», стратегии 2040, проекта «Безопасный город», третьих Всемирных игр кочевников, привлечения инвестиций в энергопроекты и другие социальные проблемы.