Геннадий Ильницкий: За компанию TBEA гарантию дало правительство Китая

Автор -
668

В Жогорку Кенеше 10 мая обсудили заключение депутатской комиссии по расследованию причин аварии на столичной ТЭЦ 26 января 2018 года. Народные избранники признали, что модернизация на теплоцентрали была необходима, указав при этом, что госприемка модернизированной ТЭЦ произведена поспешно, не дожидаясь окончания строительства некоторых систем.

April.kg в свою очередь обратился к одному из членов депутатской комиссии ЖК – инженеру Геннадию Ильницкому, который участвовал в расследовании. Он поделился своим особым мнением о причинах, приведших ТЭЦ к аварии.

— Ваше особое мнение, как члена комиссии ЖК, так же, как и заключение всей депутатской комиссии, составлено еще в марте этого года. Оно изменилось с тех пор?

— Прибавилась уверенность в том, что главное сделали — построили два энергоблока с общей мощностью 300 мегаватт. Во-первых, другую компанию привлечь к этой работе, исходя из нашего законодательства и всех условий, было невозможно. Кроме TBEA никто взяться не захотел, ни одно правительство других стран не дало гарантий, которые дало правительство Китая относительно этой компании. Оно дало гарантийное обеспечение, что если TBEA что-нибудь не сделает или будут промахи, то правительство Китая все остальное доведет до ума. Вот это главный вывод.

Во-вторых, о том, что TBEA на сегодня построила на ТЭЦ Бишкека, я могу судить только косвенно, исходя из рыночных цен. Если бы это было европейское оборудование — итальянское или немецкое или еще чье-нибудь другое, оно было бы на 20-30 процентов дороже. Дешевле можно было построить, если купить контрабандой у нас на базаре. То же в пределах тех же процентов, без таможни, без ничего оно было бы дешевле. Судите сами, само оборудование стоит вместе со зданиями, сопутствующими сооружениями и напичканной техникой, в том числе компьютерами, около $96 миллионов. Практически нормальная цена. Все остальное (из $386 миллионов) было составляющим. Единственное, что меня сильно смущает – стоимость пусконаладочных работ. Практически они такие же получились, как и монтажные.

— О какой сумме идет речь?

— Сумма идет в $35-36 миллионов. Стоимость монтажных работ – около $46 миллионов.

— Вы считаете, что пусконаладочные работы могли бы быть меньше по стоимости?

— Не знаю, куда они потратили эти деньги. Я не видел расшифровки. Но, исходя из своего жизненного опыта, сколько я занимаюсь пусконаладочной работой, при запуске подобного оборудования они, как правило, занимают до 20 процентов от монтажа. Вот это и смущает.

Также смущают высокие административные расходы. Правда, при этом, если туда входят командировочные расходы китайских монтажников, а их почти тысяча человек каждый год работало, то тогда административные расходы в норме. Остальные все цифры – доставка. Считаю, что она обошлась ниже на $2 за одну тонну, то есть ниже рыночных цен, существующих у нас сегодня. Немного смущают, повторюсь, затраты на администрирование.

Ну и возмущают «аппетиты» банков, то есть при норме обслуживания (перекидывая деньги с китайского кредита на самих банкиров), они забрали излишнюю сумму через транзакции. Банк мог бы довольствоваться половиной процента от этой суммы, тот же «Оптима банк», например. Все банкиры взяли практически 2 процента от стоимости кредита.

— Что скажете по поводу пресловутых плоскогубцев, на которые ушла огромная сумма ($320 за набор инструментов с вулканической резиной)?

— В России я покупал такой же комплект, мне он обошелся в $680. Примерно такой же набор плоскогубцев, приспособлений, захватов и прочего. А здесь у нас обошлось в $320.

— Получается, не так дорого это обошлось при покупке для ТЭЦ Бишкека?

— Это просто кто-то прочитал в перечне закупок «плоскогубцы» и подумал, что это то, что продается на базаре для закручивания гаечек. А на самом деле там огромный кусок конвейерной ленты (вулканическая резина длиной 20 метров), которая стоит 300 сомов за 1 килограмм. Ее купили около 40 кг, плюс шесть или семь приспособлений типа плоскогубцев для того, чтобы монтировать, для ремонта.

— Для чего нужна «конвейерная лента»?

— Если лента на подаче угля со склада на мельницу лопается, то отрезается кусочек, и чтобы ее скрепить между собой, нужно три-четыре приспособления для монтажа: пробить отверстие, скрепить его соответствующим образом, специальными зажимами, положить заклепки.

— И лента на самом деле стоит таких денег?

— То, что я видел, стоит этих денег. Сообщение про космическую цену плоскогубцев было информационным вбросом для поднятия ажиотажа.

— Почему никто из сотрудников ТЭЦ, из его руководства не объяснил общественности, что эта сумма не только за плоскогубцы?

— Они пытаются это делать, но их уже не слышат. И не хотят слышать. У меня сложилось впечатление после обсуждения 10 мая итогов работы временной комиссии Жогорку Кенеша по изучению причин аварии на ТЭЦ Бишкека, что там рассуждают примерно так. До этого в Кыргызстане пять лет была банда безграмотных коррупционеров, которые только и мечтали о том, чтобы заработать себе деньги. До нынешних депутатов жизни и работы не существовало. Как только они пришли, все сразу стали делать. Ни одной положительной оценки со стороны депутатов я не услышал, в газетах не прочитал. Все было плохо. Лично мое мнение: спасибо Атамбаеву и Калиеву, что они сделали модернизацию ТЭЦ столицы.

Во-первых, нынешняя станция — почти последнее ноу-хау в энергетике страны против того оборудования, которое было. На каждый мегаватт сегодня два новых энергоблока тратят на 168 кг угля меньше, чем старое оборудование. Если шесть месяцев эксплуатировать, как положено, только два эти энергоблока с ноября по конец апреля, пока нам нужно тепло в домах, то они будут обеспечивать электрическую и тепловую потребность Бишкека на 60 процентов. При этом будет прочая экономия от выработки 168 кг угля на каждом мегаватте, а также дополнительно будут вырабатываться сера, гипс. Денег за один сезон, по моим подсчетам, получается зарабатывать $10 миллионов. Это позволит закрыть все проценты по кредиту, которые нам предстоит выплатить. Вырученные деньги позволят перекрыть проценты по кредиту за два года. Плюс можно будет добавлять деньги именно в погашение самого кредита. Они будут частично гасить стоимость и позволять снижать расходы. Это серьезные деньги. Практически за десять лет треть кредита за счет них будет закрыта.

— При условии, что сэкономленные деньги не будут уходить куда-то налево?

— Какая разница, куда будут уходить, налево-направо. Главное, а ТЭЦ будут зарабатывать эти деньги, складывать в кучку в том же ОАО «Электрические станции». А в «Электрических станции» найдут, куда их девать. У них дыр много и проблем тоже.

— Еще раз выскажите свое особое мнение по поводу расследования причин на ТЭЦ Бишкека.

— Я еще раз подчеркну, что две комиссии отнеслись к расследованию недобросовестно. Первая была организована энергетиками, вторая — правительством. За основу они взяли показания руководства ТЭЦ, а глубже не копали. Мое личное мнение: причиной аварии стал абсолютный пофигизм, начиная от директора ТЭЦ и заканчивая ребятами, которые там подметают. У всех отношение к своей станции примерно такое, что это «чужая тетя». Такого чувства патриотизма, который был хотя бы лет десять назад, я не заметил, оно полностью отсутствует.

Добавлю, что в руководстве ТЭЦ решили спрятаться за спины женщин и китайских подрядчиков.

Поделитесь новостью