На днях оппозиционная фракция «Республика – Ата Журт» в Бишкекском городском кенеше выразила недоверие главе города Албеку Ибраимову.
Эта фракция в БГК находится в меньшинстве, но, видимо, хочет повторить тот же трюк, который недавно провернуло в Жогорку Кенеше, когда оппозиция инициировала недоверие премьер-министру Сапару Исакову. А потом все фракции как по команде проголосовали за вотум недоверия. Хотя до этого, две фракции СДПК и «Кыргызстан» признали отчет правительства удовлетворительным.
Ибраимова можно за многое критиковать, но вот стоит ли менять именно сейчас?
Раз уж напрашивается аналогия с последней сменой правительства, давайте посмотрим, что она принесла? Даже беглый взгляд на биографии тех, кто пришел на смену правительству Исакова, свидетельствует о том, что «новые» министры (а на самом деле по многу лет просидевшие в чиновничьих креслах) не допускали заметных ошибок, но и никакими решительными успехами себя не прославили. То есть, говоря точнее, совсем никакими успехами вообще. Сапар Исаков в чем-то ошибался, но он каждый раз поднимался и начинал работу заново. Эти – предпочитали просто ждать, пока проблема «сама рассосется». Но проблема не рассасывалась…
Некоторые депутаты даже возмутились тем, что половина членов правительства, которое получило вотум недоверия, снова села на свои кресла. По логике, вотум недоверия – это уже приговор карьере члена правительства. Впрочем, удивляться нечему, это у нас в порядке вещей.
Что мы знаем о новом премьер-министре? В СМИ активно писали только об одном деле, которое ему лично поручалось в бытность его первым вице-премьером в правительстве Сооронбая Жээнбекова. Это переговоры о компенсации пострадавшим от падения турецкого самолета в поселке Дача СУ близ Бишкека. Хотя ситуация была абсолютно очевидной, и турки не пытались отрицать свою вину (а как же иначе?), переговоры затянулись почему-то на целых 8 месяцев. Итоговую сумму компенсации от общественности засекретили, так что оценить эффект многомесячной работы невозможно. Но при этом известно, что экологический ущерб туркам выставлять вообще не стали (хотя поселок был весь залит авиакеросином, и это тоже было очевидно). Как говорится, старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет…
То же самое можно сказать и о нынешних министрах. Примерно таким же может оказаться и следующий мэр, если оппозиции удастся сейчас свалить Албека Ибраимова. Хотя понятно, что нынешнего мэра с большей вероятностью снесут рано или поздно. Но не может быть в руках «постороннего» самый важный стратегический город страны, основной финансовый центр. Тем более, что до выборов в ЖК КР остались всего два года.
И ведь не важно, как ты проработал или вообще не работал. Главное, чтобы ты мог выполнять задачи определенного характера и быть с «нужной обоймы», лоялен и чувствителен к направлениям политических ветров. Одним словом, быть флюгером – это самая удобная позиция, почти беспроигрышная.
Даже депутаты Жогорку Кенеша, увидев новый состав правительства, зачесали в затылке: «Ой, а что мы наделали?» То же самое случится и на уровне города. Албек Ибраимов, производственник, всю жизнь проработавший на заводах (как любят отмечать его недруги), не умеет красиво говорить. Это серьезный недостаток для политика, кто бы спорил. Но судя по его ответам на вопросы депутатов оппозиционной фракции хорошо знает город и его проблемы. Кстати, на днях он выступал на телеканале «Апрель» в прямом эфире, и просто сыпал цифрами, помнил их все на память.
И второе, что не менее важно. Как было видно в том числе из беседы на «Апреле», он стремится играть в долгую, видя перспективу. Его спросили, вспомнив многочисленные претензии по вырубке деревьев в центре Бишкека: «А что бы было, если бы их не вырубали?». Из-за вырубки деревьев мэру даже прикрепилось прозвище «Дровосек». Можно понять тех, кто был особо задет вырубкой. Но и мэр действовал, исходя из логики развития города, из-за пробок. Кстати, из-за последнего Ибраимова в свое время жестко критиковали владельцы авто, также обзывались и требовали расширения автодорог.
Поэтому ответ Ибраимова был очень прост: «Они бы падали сами, от старости, как уже не раз случалось при сильном ветре, а город бы вскоре задохнулся в пробках». Албек Ибраимов рассказывал о том, что в Бишкеке взамен вырубленных деревьев сажают втрое больше, что через несколько лет горожане смогут это оценить.
Не выполнить программу реконструкции дорог, основанную на китайском гранте (для понимания – грант является не кредитом, а безвозмездной помощью, его возвращать не надо), поэтому дорожное строительство и ремонт покрытия проходили в Бишкеке в последние два года в усиленном режиме. Албек Ибраимов полушутя сказал: «Иначе бы китайских чиновников, отвечавших за проект, расстреляли». Социальные сети тут же взорвались воплями: «Пусть стреляют, нам то что?» А всего-навсего то, что больше бы в таком случае Кыргызстану подобных грантов уже не дали. И реконструкция дорог идет по графику, а если где-то подрядчики делают работу некачественно – так их тут же заставляют переделывать за свой счет.
Вместе с тем, Албек Ибраимов говорит о том, что постоянно ищет в городе «точки роста», возможности увеличивать доходы бюджета, улучшать ситуацию в столице за счет ее собственных средств, а не за счет чьих-то кредитов или даже грантов. Будут ли обладать этими качествами его преемник? Пока трудно ответить на этот вопрос.
Может так оказаться, что произойдет обратное. Те партии, которые сейчас выступают против мэра Бишкека, на выборах в Горкенеш в 2016 году запомнились исключительно популизмом и нежеланием отвечать за свои слова. Сейчас даже стыдно вспоминать, чего они только не обещали: многоуровневые парковки по всему городу (и где?), бесплатный проезд в общественном транспорте (правда?), полки в магазинах с бесплатными товарами для малоимущих… По-хорошему, им бы сейчас провести ревизию собственных предвыборных обещаний и тихо уйти в отставку самим. Но они будут вместо этого валить мэра…
По крайней мере, у Албека Ибраимова есть продуманные планы развития столицы, рассчитанные на дальнюю перспективу. У его оппонентов таких планов и программы нет или их от бишкекчан тщательно скрывают. Пусть они объяснят для начала, что именно готовы будут делать по-новому и в чем новизна состоит. А уж тогда население подумает, стоит ли очередным обещаниям верить. Свалить в городе исполнительную власть – дело нехитрое. Не пришлось бы потом опять чесать затылок – а что же мы наделали?
Айнура Эсентурова, правовед
Мнение автора не отражает позицию редакции K—News