Президент Кыргызстана: Сотрудничество с Россией имеет особую значимость

Автор -
739

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков рассказал корреспонденту ТАСС о перспективах русского языка в Кыргызстане, открытия в республике еще одной военной базы РФ и угрозах безопасности Центральной Азии.

— Сооронбай Шарипович, какие вопросы вы планируете обсудить во время предстоящих встреч с руководством России 14 мая в Сочи и насколько на сегодняшний день, на ваш взгляд, реализован потенциал сотрудничества с РФ?

— Да, мой рабочий визит в Российскую Федерацию планируется на 14 мая 2018 года в Сочи для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета. В рамках визита состоится двусторонняя встреча с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В ходе наших переговоров предполагается обсудить ряд актуальных вопросов кыргызско-российского сотрудничества и перспективы развития взаимодействия на предстоящие годы.

Для нашей страны сотрудничество с Россией имеет особую значимость в силу исторической и культурной общности народов двух стран, традиционных уз дружбы, общих интересов в сфере безопасности, в политической, экономической, военно-технической и культурно-гуманитарной областях. К осознанию стратегической роли России в жизни Кыргызстана мы пришли не сегодня и взаимоотношения с российским народом занимают особое место в нашей истории.

За прошедшие годы сторонами проделана огромная работа по выстраиванию кыргызско-российских межгосударственных взаимоотношений. Конечно, нам есть над чем работать. Необходимо наращивать сотрудничество с российской стороной во всех сферах жизнедеятельности. В частности, создать необходимые условия для расширения двусторонних деловых связей, углубления торгово-экономического, инвестиционного и инновационно-технологического партнерства.

Надо наращивать культурно-гуманитарное сотрудничество между нашими странами, которое будет направлено на сохранение и развитие единого культурно-информационного и научно-образовательного пространства. Но, подчеркиваю, главным объединительным стержнем между нашими народами всегда был и будет русский язык.

— Ряд СМИ республики после вашего недавнего визита в Брюссель опубликовали материалы, в которых утверждают о намерении Бишкека постепенно снизить уровень взаимодействия с Россией и расширить партнерство с Евросоюзом. Насколько эти предположения соответствуют реальности?

— Кыргызстан, как и любое другое государство, выстраивает собственный внешнеполитический курс. Страна проводит многовекторную и прагматичную внешнюю политику с учетом национальных интересов. При этом мы готовы к расширению связей со всеми государствами-членами ООН и обсуждению новых возможностей взаимодействия.

Мой визит в институты Европейского союза 11-12 апреля этого года свидетельствует о том, что мы придаем важное значение развитию сотрудничества с Евросоюзом. Мы считаем, что он является важным партнером по вопросам устойчивого развития. И мы готовы к более тесному сотрудничеству.

Но я хотел бы вновь подчеркнуть, что Россия является и будет нашим основным стратегическим партнером и союзником, и мы будем только наращивать наше партнерство.

— Какие направления торгово-экономического сотрудничества, по вашей оценке, Киргизия и Россия могли бы развивать более широко и что этому мешает?  К примеру, способна ли республика на фоне российских контрсанкций увеличить объемы поставок в РФ продуктов питания и сельхозпродукции?

— Наше торгово-экономическое сотрудничество многопланово и во все времена носило устойчивый характер. Россия является одним из основных торговых партнеров Кыргызстана. По итогам 2017 года на долю РФ пришлось 23% от общего объема товарооборота республики. Товарооборот между нашими странами в 2017 годуувеличился на9,2%и составил $1,4 млрд. Нам вместе с Россией удалось улучшить позиции в двусторонней торговле по сравнению с предыдущими годами. Мы намерены и далее продолжать взятый курс в сторону увеличения товарооборота между нашими странами.

В настоящее время Кыргызстан традиционно экспортирует, прежде всего, продукцию сельского хозяйства. Это — овощи, фрукты, молочная продукция, переработанная плодоовощная продукция, продукция швейной отрасли. В то же время импортируем широкий ассортимент машин и оборудования, нефтепродукты, газ, продукцию нефтехимии, металлы и так далее.

Полагаю, что нам нужно сохранить сложившуюся товарную группу экспорта. Но при этом Кыргызстан ставит основной задачей производство и экспорт конечной экологически чистой органической продукции сельского хозяйства,которая пользуется спросом во всем мире, в том числе в странах ЕАЭС.

Что касается других направлений, то должен сказать, что швейная отрасль модернизируется, продолжает быстро развиваться, и ее перспективы в России тоже представляются обнадеживающими. Сегодня наша швейная продукция экспортируется в 50 крупных городов Российской Федерации, наши производители традиционно поддерживают высокое качество.

Хочу также отметить, что большие перспективы имеет наша туристическая отрасль. Здесь есть огромные резервы в плане развития оздоровительного туризма, спортивного туризма и экотуризма.

Естественно, что на фоне контрсанкций увеличивается экспорт в Россию продукции сельского хозяйства и наша республика способна увеличить поставки продукции агропромышленного комплекса. Идет планомерная работа по вопросу продвижения экспортной продукции из Кыргызстана и созданию логистических центров. Данные вопросы поднимаются на регулярных встречах, как на моем уровне, так и на уровне правительства.

Мы также активно работаем по вопросам привлечения российских инвестиций в экономику Кыргызстана и создания благоприятных условий для потенциальных инвесторов в такие важные секторы, как топливно-энергетическая сфера, горнодобывающая и металлургическая промышленность, текстильная отрасль, информационные технологии и связь. И многие другие.

—Республика стала участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС) более двух с половиной лет назад, однако полемика среди местных политиков о целесообразности такого шага продолжается до сих пор. На пользу ли пошла стране евразийская интеграция? И что или кто ей препятствует?

—Вступление в ЕАЭС было с нашей стороны шагом обдуманным, осознанным и стратегически выверенным, отвечающим национальным интересам. В целом отмечу, что мы присоединились к ЕАЭС на выгодных для страны условиях и получили серьезные позитивные результаты с момента вступления. Появились новые условия для стимулирования развития бизнеса, таких, как отмена таможенного контроля. Произошло оживление торговли в условиях отсутствия таможенных границ. Предприниматели Кыргызстана получили возможность развития и активной конкуренции на общей площадке 180-миллионного рынка ЕАЭС.

Вступление в ЕАЭС стимулирует нас к повышению стандартов качества при производстве продукции, формированию современной лабораторной инфраструктуры, а также модернизации пунктов пропуска на внешней границе. Ощутимую поддержку местные предприниматели получили благодаря финансированию Российско-Кыргызского Фонда развития. Создание фонда с уставным капиталом в $500 млн позволяет выдавать кредиты по льготной процентной ставке в приоритетные сектора экономики.

Помимо этого, членство в ЕАЭС обеспечивает свободу передвижения трудящихся-мигрантов. Существенно упрощена процедура трудоустройства и улучшены социальные условия жизни наших трудовых мигрантов и их семей. По итогам 2017 года общий объем поступлений денежных переводов из РФ в республику составил $2,4 млрд, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 24%.

В целях углубления интеграции союза, нужно вплотную работать всем государствам-участникам над устранением барьеров для создания реального общего рынка товаров, что обеспечит всеобщий рост экономики. Нужно совместно повышать потенциал каждого государства-участника союза путем создания производственных цепочек. Но сегодня уже можно с уверенностью констатировать, что интеграция в Евразийский экономический союз открыла для нашей страны много возможностей по движению товаров, услуг и рабочей силы. Кыргызстану удалось преодолеть риски экономического спада в условиях адаптации национальной экономики к новым интеграционным условиям и правилам ЕАЭС.

А вот что касается продолжающейся полемики среди местных политиков о целесообразности такого шага… Во-первых, это естественно для демократической страны, в которой есть возможность свободного и публичного обсуждения любых вопросов, важных для общества. Во-вторых, эти дискуссии больше направлены не на пересмотр принятых решений, а на изыскание дополнительных ресурсов и нахождение новых возможностей для укрепления позиций Кыргызстана в ЕАЭС.

—Как в Бишкеке оценивают уровень исполнения сторонами ранее достигнутых в рамках ЕАЭС договоренностей, в частности, о правовом положении трудовых мигрантов на территории других стран союза?

— После присоединения Кыргызстана к союзу были существенно упрощены процедуры трудоустройства и улучшены социальные условия жизни для трудовых мигрантов из Кыргызстана, происходит легализация трудовой миграции. Как я сказал ранее, одним из весомых аргументов в пользу вступления в ЕАЭС являлась необходимость улучшения правового положения более 600 тыс. граждан Кыргызстана, находящихся на территории России. Поэтому нашими соответствующими государственными органами активно проводится работа с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), и вносятся предложения по улучшению положения трудовых мигрантов в странах пребывания.

С удовлетворением отмечаю, что в последнее время в ЕЭК появилось понимание необходимости решения вопросов трудящихся, которые вносят значительный вклад в экономику стран пребывания.

—Из всех стран-участниц ЕАЭС Киргизия является единственным государством, которое на протяжении уже трех лет ежегодно демонстрирует стабильный экономический рост. Поделитесь секретом, за счет каких резервов это удается сделать?

—Действительно, темпы экономического роста, несмотря на высокую степень взаимной торговли в рамках ЕАЭС, имеют существенные различия. Крупнейшие экономики союза во многом зависят от колебаний на внешних рынках на сырьевые товары, в частности нефть и газ. К тому же сказывается влияние экономических санкций.

Проводимая руководством республики жесткая и согласованная экономическая политика позволяет сохранить макроэкономическую стабильность в стране. По нашему мнению, показывать устойчивые темпы роста Кыргызстану удается исходя из структурных особенностей экономикикоторая более чем на половину состоит из услуг, при этом доля малого и среднего бизнеса составляет примерно 40%В связи с этим, государством были приложены усилия для создания условий для предпринимателей, фермеров, крестьян для улучшения конкурентоспособности наших предприятий в рамках евразийской интеграции. В итоге наш экспорт в 2017 году в страны ЕАЭС увеличился на 27%.

В последние годы Кыргызстан сделал большие инвестиции в инфраструктуру — модернизируются объекты энергогенерации, строятся новые ЛЭП, дороги. И эти изменения дают позитивные эффекты. Но самое главное, мы провели большую работу, направленную на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса в стране, и как следствие, экономическому развитию страны. Считаю, что нужно регулярно анализировать стратегические позиции Кыргызстана, оценивать имеющиеся преимущества и адаптировать экономические процессы к быстро меняющимся условиям.

—Как отражаются введенные западными странами санкции в отношении России на экономике республики?

—Мы внимательно следим за ситуацией, которая сложилась в отношениях России с западными странами и, особенно, нас беспокоят экономические санкции. Россия — наш основной стратегический партнер, член ЕАЭС и других объединений, в которых также участвует Кыргызстан. У нас с РФ тесные политические, экономические и гуманитарные связи. Свыше 600 тыс. наших граждан работают в России и денежные переводы мигрантов являются весомой поддержкой для экономики нашей страны. Россия является одним из основных торговых партнеров Кыргызстана, поэтому экономическая ситуация в ней в той или иной степени отражается на нашей экономике.

Пока санкции не оказывают существенного влияния на товарооборот с Россией, на обменный курс национальной валюты. Тем не менее, мною было поручено Нацбанку совместно с правительством определить каналы и степень влияния санкций на экономику Кыргызстана. И проработать план совместных мероприятий на случай негативного воздействия ситуации в России на нашу экономику и предпринимателей, занимающихся импортом и экспортом товаров. В то же время, существующая ситуация, связанная с контрсанкциями, открывает перед странами союза ряд определенных перспектив и возможностей относительно диверсификации производства, сотрудничества с третьими странами.

Впрочем, мы расширяем экономические связи и с такими странами, как Китай, Турция, с государствами ЕС и другими странами. В последнее время взят курс на увеличение торговых отношений с Узбекистаном. Это позволяет нам укрепить устойчивость экономики нашей страны по отношению к внешним шокам.

—Министр обороны России недавно заявил о необходимости укрепления российских военных баз в Таджикистане и Киргизии. Насколько это необходимо?

—В настоящее время сохраняющиеся в Афганистане вызовы и угрозы безопасности для центрально-азиатских государств требуют принятия нами действенных мер противодействия. При этом борьба с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком требует высокой межгосударственной координации в работе силовых и правоохранительных структур, выработки и повышения коллективных мер реагирования. Мы все понимаем важность этой нашей совместной работы, направленной на достижение общих целей в области безопасности.

Все эти вопросы и другие направления безопасности постоянно рассматриваются на всех уровнях межгосударственного взаимодействия. И заявление министра обороны России является одним из результатов нашего сотрудничества. Мы, в том числе, считаем необходимым обеспечить безопасность таджикско-афганской границы, так как это напрямую влияет на масштабы вышеуказанных угроз, и в целом — безопасность других государств. Эта работа является одной из приоритетных задач всего международного сообщества. Мы должны обеспечить безопасность граждан, общества и государства. Поэтому наше сотрудничество должно быть направлено на постоянное изучение и обсуждение этих проблем, повышение национальных и коллективных систем обеспечения безопасности, выработку и организацию эффективных шагов.

 Кстати, о военных базах… Разговоры о возможном появлении в республике еще одной базы России ведутся уже несколько лет. Что по этому поводу думает президент республики?

—Да, действительно, ранее данный вопрос рассматривался с российской стороной, еще до моего вступления в должность президента. Но в настоящее время окончательное решение по этому вопросу еще не принято. На наш взгляд, ситуация в Афганистане, ее вызовы и угрозы, требуют коллективных мер обеспечения безопасности Центрально-Азиатского региона.

Как вы знаете, в городе Кант находится авиационная база Вооруженных сил России, которая совместно с нами играет немаловажную роль в обеспечении безопасности воздушного пространства. Наша позиция о необходимости открытия второй российской военной базы в южном регионе республики нацелена на формирование коллективных сил реагирования на афганские угрозы, такие как терроризм, экстремизм и наркотрафик. А также на повышение степени взаимодействия с войсковыми подразделениями Кыргызстана.

— Давайте вернемся к вопросу о роли русского языка в республике… Некоторые местные политологи утверждают, что после введения в стране нормы об обязательном владении чиновниками всех уровней государственным языком, сфера применения официального русского языка в Киргизии резко сократится и это вызовет очередную миграцию русскоязычного населения из республики. Насколько, как вы полагаете, такие прогнозы обоснованы?

— Русский язык в Кыргызстане является официальным языком. Конституция страны гарантирует сохранение родного языка этнических сообществ. И в основном законе страны заложены правовые основы полиязычной политики. Норма, о которой вы говорите, была введена в 2014 году в рамках национальной программы развития государственного языка и совершенствования языковой политики в Кыргызской Республике на 2014-2020 годы. Данная норма будет вводиться поэтапно и, думаю, не повлечет за собой существенные изменения.  Сейчас создаются современные необходимые условия изучения кыргызского языка.

Особо хочу отметить, что в стране сохраняются уверенные позиции русского языка в культурно-информационном пространстве. Из обучающихся в школах республики 1 175 780 учеников 392 177 обучаются на русском языке. За 70 лет советской власти для изучения русского языка в Кыргызстане были вложены огромные средства.

Сегодня мы не хотим потерять достигнутое, а наоборот хотим расширить языковую политику и создать условия для изучения других языков. Государственный язык должен стать языком гражданской интеграции, официальный язык будет языком интеграции в рамках ЕАЭС и СНГ. Изучение родного языка создаст условия для сохранения многообразия, а знание иностранного языка ведет к интеграции.

—В июне в Циндао (Китай) состоится саммит ШОС впервые в формате евразийской «восьмерки». Какова повестка участия Киргизии в этом знаковом мероприятии? Возможно, со стороны Бишкека прозвучат какие-то инициативы. Могли бы вы в предварительном плане их сейчас обозначить?

— Сотрудничество в ШОС является одним из приоритетных направлений внешней политики Кыргызстана. Встреча глав государств в Циндао станет первой после расширения организации и будет направлена на укрепление взаимного доверия и единства между государствами-членами. Со вступлением Индии и Пакистана не только расширяются географические масштабы ШОС, но и существенно повышается политико-экономический потенциал, который необходимо использовать в полной мере в интересах всех государств-членов.

На заседании Совета глав государств ШОС будут обсуждены вопросы о состоянии и первоочередных задачах по углублению сотрудничества в сфере внешней политики, безопасности, торговли и экономики с учетом расширения организации, а также состоится обмен мнениями по актуальным региональным и международным вопросам.

На саммите в Циндао китайская сторона завершает свое председательство в Совете глав государств ШОС и передает его Кыргызстану на период 2018-2019 годов. В этой связи кыргызская сторона озвучит наиболее приоритетные направления и сферы деятельности в организации, на которые будет делать упор в период своего председательства в Совете глав государств.

Мы намерены активно продвигать наиболее важные вопросы взаимодействия в политической, экономической и гуманитарной сферах, сделать акцент на развитие торгово-экономического, транспортно-коммуникационного сотрудничества в рамках ШОС, которые являются одними из важных направлений нашей совместной деятельности.

Кроме того, учитывая ситуацию в регионе, необходимо активизировать взаимодействие государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и трансграничной организованной преступностью, а также дальнейшее укрепление мер доверия в приграничных районах.

Текущий год в Кыргызстане объявлен Годом развития регионов, в этой связи полагаем необходимым развивать многосторонние региональные связи с использованием в этих целях действующего в ШОС Форума глав регионов или, как его еще называют — Форум губернаторов.

Беседовал Вадим Нешкумай

Поделитесь новостью