В информационные ленты периодически заходят силовики с отчетами по спецоперациям против теневого бизнеса. Это делалось и раньше. Но примерно с конца 2016 года операционная активность возросла – об очередном разоблачении сообщается с периодичностью в среднем раз в квартал, говорится в статье «Именем государства» интернет -издания Sayasat.org. Пресекается, как правило, хищение нефти и драгметаллов, нелегальный оборот нефтепродуктов, таможенная контрабанда. С серыми схемами деклассируются и организованные преступные сообщества — «Адыл Китай», «Четыре брата». Вместе с ними на крючок попадают полицейские и прокуроры. В роли первой скрипки этой контртеневой кампании выступает КНБ, которому аккомпанирует Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГПК), Генеральная прокуратура, МВД (в зависимости от специфики дела). «Саясат» вспомнил основные «хлопки» и сделал вывод, что власть защищает свою монополию, а вместе с этим лишает различные группы финансовой подпитки, снижая тем самым политические риски.
Нефть и радикалы
В декабре 2016 года в Актюбинской области прошла спецоперация «по пресечению деятельности организованных преступных групп, занимающихся хищением нефти». По ее итогам силовики сообщили, что хищение нефти проходило под криминальным покровительством группировки-приверженцев радикального салафизма. Спецоперация получила продолжение в виде судебного процесса «Четыре брата». На скамье подсудимых оказался и Рахат Аханов, бывший заместитель начальника управления криминальной полиции МВД. По версии обвинения, будучи первым замначальника ДВД Актюбинской области, он осуществлял прикрытие незаконному обороту нефтепродуктов.
Нефть и экс-прокурор
Следующий удар по теневому нефтебизнесу был нанесен в мае 2017 года на юге страны. Центром совместной спецоперации КНБ и МВД стала Кызылординская область. В ее рамках был задержан Нурлан Серикбаев, ранее уволенный с должности транспортного прокурора региона. Позже экс-прокурор был осужден по обвинению в злоупотреблении служебными полномочиями и в покровительстве преступной группе.
Контрабанда и бандиты
Тогда же, в мае прошлого года, КНБ и МВД провели спецоперацию по пресечению контрабанды на казахстанско-китайской границе. Разоблачено организованное преступное сообщество, которое, по версии силовиков, занималось «вымогательством денежных средств с предпринимателей, организацией каналов контрабанды через государственную границу РК с КНР и другими общеуголовными преступлениями, включая похищение людей и заказные убийства». Среди 16 задержанных оказался и бывший начальник Ауэзовского РУВД Бахыт Касабеков, который позже был осужден за покровительство преступникам. Судебное разбирательство по так называемому делу «Адыл Китай» продолжается.
Золото и радикалы
В начале года КНБ отчиталось о пресечении деятельности организованной преступной группы, длительное время занимавшейся контрабандным вывозом незаконно добытой золотосодержащей руды в Китай. Задержания прошли в трех городах – Алматы, Астане и Степногорске. Месяцем ранее в Степногорске был задержан прокурор города (КНБ совместно с Генпрокуратурой), а в марте там же была задержана группа полицейских во главе с заместителем начальника УВД (КНБ совместно с АДГПК). В последнем случае, по версии следствия, полицейские совместно с рядом приверженцев нетрадиционных религиозных течений покровительствовали незаконной добыче золотосодержащей руды из шахт Казахалтына.
Контрабанда и кыргызский депутат
В феврале текущего года силовики пресекли организованную приграничную контрабанду. КНБ совместно с АДГПК провели спецоперацию в Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях и Алматы. Разоблачено восемь групп, занимавшиеся контрабандой на девяти таможенных постах. Задержано 35 человек – таможенники, пограничники, брокеры, посредники, а также трое граждан Кыргызстана, среди которых депутат парламента Асылбек уулу Дамирбек. Силовики называли это дело «одним из крупнейших разоблачений в сфере контрабанды товаров на границе нескольких государств»
Кордайский выход
В апреле полицейские сообщили о задержании в Алматы Есбола Джапбасова. По версии силовиков он возглавлял организованную преступную группировку, специализировавшуюся на контрабанде через Кордайской участок казахстанско-кыргызской границы.