Вопрос о снятии неприкосновенности с экс-президента Алмазбека Атамбаева возник вследствие стремления сократить возможности и влияние экс-главы Киргизии, считает российский политолог, руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
Накануне, 17 мая, Жогорку Кенеш проголосовал за разработку механизмов лишения неприкосновенности с экс-президентов, в том числе и экс-главу Киргизии Алмазбека Атамбаева. Данную инициативу, озвученную депутатом киргизского парламента Исхаком Масалиевым, поддержало 87 парламентариев.
Грозин напомнил, что «было несколько заявлений на уровне депутатов парламента, что необходимо лишить Атамбаева статуса экс-президента и неприкосновенности, чтобы удобнее было проводить расследование по поводу ТЭЦ и других дел».
«Ясное дело, что лишение неприкосновенности для совершения правосудия, чтобы можно было бы проводить следствие без помех и давления — вряд ли одно с другим связано. Очевидно, имеет место просто стремление сократить возможности, влияние прежнего президента Атамбаева на политическую ситуацию в стране. Стремление ограничить его, создать ему некомфортное положение», — сказал он.
По мнению политолога, ситуация, возникшая в Киргизии, стандартна для любой страны Центральной Азии. «Какой бы лидер не приходил на смену предыдущему, в конечном итоге, побеждает только один. И в парламенте все это прекрасно понимают. Все было понятно, когда еще Сапара Исакова отправляли с премьерской должности. Новый президент (Сооронбай Жээнбеков – прим.ред) не заинтересован в том, чтобы существовал еще какой-либо неформальный центр влияния», – сказал Грозин.
Глава отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ не исключает возможность того, что лишение экс-президентов Киргизии неприкосновенности повлечет за собой желание действующих глав государства оставаться на посту как можно дольше.
«Эти же депутаты, которые бегут впереди паровоза и пытаются угадать желание начальства, они могут попытаться предугадать желание начальства не уходить. Вариант возможный в Киргизии. Однако мы видим, что по опыту новейшей истории республики, любое стремление лидера задержаться и не уходить, кончается тем, что этот лидер оказывается за пределами страны. Чем больше человек цепляется за власть, чем больше переделывает политическую систему под себя любимого, тем больше вероятность того, что ему придется либо бизнесом где-нибудь в белорусских болотах заниматься, либо лекции читать в Москве, либо где-нибудь еще сидеть», – отметил Грозин.