31 мая — Всемирный день борьбы с курением. Исследование по этой теме провела эксперт по предотвращению табака в Кыргызстане Чинара Бекбасарова.

«Tiny Targets» или «Маленькие цели» — глобальное исследование маркетинга транснациональных табачных компаний, нацеленного на детей и подростков.

[tds_note]Исследование, проведенное в более 22 странах мира, показало, что табачные компании используют схожие тактики во всем мире: массовая реклама, продвижение дешевых и даже бесплатных табачных изделий, размещение продукции в наиболее заметных местах продаж, точках розничных продаж таких как уличные киоски рядом со школами. Табачные изделия, их реклама и названия брендов часто размещены так, что видны из школ или от их входов и поэтому легко привлекают внимание детей.[/tds_note]
  • Исследование «Маленькие цели» проведено с 12-21 декабря 2017 года в Бишкеке и Оше с использованием мобильного приложения;
  • Отобраны 82 школ в Бишкеке, 20 школ в Оше, всего 102 школы, вокруг которых обнаружены 443 торговые точки, расположенные в радиусе пяти минут ходьбы.

«Были посещены 443 торговые точки, среди них наибольшее количество – 76% являются магазинами шаговой доступности, 10,4% — киоски, также посещались супермаркеты и уличные лотки. Другие – кафе и автозаправки. Практически в 100% посещенных торговых точках осуществлялась продажа сигарет. Около 30% посещенных торговых точек, находящиеся менее в 100 метрах от школ продают ТИ несмотря на запрет», — говорится в отчете эксперта.

Почему это опасно?

Согласно исследованиям, выявлена связь между количеством торговых точек, продающих сигареты, рекламой и уровнем потребления табака среди несовершеннолетних, аналогичная связи между количеством торговых точек, продающих алкоголь и уровнем потребления спиртных напитков среди подростков и молодежи.

Согласно проведенному в 2008 году исследованию, в районах с высокой плотностью торговых точек, продающих сигареты, уровень потребления табака среди старшеклассников существенно выше, чем у их сверстников, учащихся в районах, где табак не продается.

[ads-quote-center cite=»]«Были зарегистрированы 44 табачных бренда, 3 тыс. 933 пачек, которые рекламировались, отображались на выставках и продавались. В 443 торговых точках вблизи школ», — отметила Чинара Бекбасарова.[/ads-quote-center]

Как сообщила эксперт, реклама табачных изделий в точках продаж в процессе сбора данных была зафиксирована 279 раз.

«Рекламные постеры являются самой распространенной формой рекламы табака в точках продаж, они были отмечены 276 раз в 62,3% точек продаж. В Бишкеке была обнаружена реклама на биллборде напротив школы, а так же случаи брендирования  на таких предметах как лоточек для сдачи. Наружный рекламный щит – сохраненный 15 лет, выставлен напротив школы №57.

Исследователи обнаружили 1 тыс. 5 видов табачных изделий для продажи: сигареты, ароматизированные сигареты и насвай. Из них наиболее распространенными были сигареты (438 видов, продавались в 99% торговых точек), а затем ароматизированные сигареты (продавались в 65% торговых точках) и насваи  (в 63% ТТ)», — утверждает специалист.

Почему Ароматизированные табачные изделия опасны для детей?

Исследования также показывают, что ароматизированные табачные продукты, независимо от их формата, привлекательны для детей и молодежи.

[tds_warning]По данным исследования потребления табака и здоровья (PATH) от 2013-2014 гг., более 80% детей в возрасте 12-17 лет, когда-либо пробовавших табачные изделия, начинали с ароматизированных изделий. По меньшей мере, две трети подростков сообщили, что попробовали табачные изделия потому, что те имели их любимый вкус.[/tds_warning]

Выкладка табачных изделий в супермаркете:

«Более чем в 60% торговых точек размещаются сигареты рядом с товарами, пользующимися спросом у детей – это сладости и игрушки. Также отмечались такие способы продвижения табачной продукции, как подарок за покупку, скидки, раздача сигарет, сладости или игрушки в виде сигарет, упоминания спонсируемых табачной промышленностью мероприятий (концерты, вечеринки, фестивали), т.е. непрямая реклама табака, несмотря на законодательный запрет. Самым популярным видом продвижения были конфеты или игрушки имитирующие сигареты. 87% торговых точек осуществляет поштучную продажу сигарет, несмотря на законодательный запрет.

Продажа сигарет поштучно – очень привлекательная для детей. Поскольку нет необходимости тратить деньги на целую пачку. А можно купить пару штук. И это не ударит по карману. И часто стоимость сигареты намного ниже, чем стоимость завтрака в школе», — сообщила Бекбасарова.

Рекомендации эксперта

  • Введение и реализация запрета на выкладку и рекламу сигарет в точках продажи, запрета на ароматизированные табачные изделия;
  • Реклама и выкладка табачных изделий в точках продаж должны быть запрещены из-за массовой и очевидной нацеленности на подростков и молодежь.
  • Усиление ответственности и правоприменения запретов и ограничений на продажу сигарет;
  • Необходимо увеличить штрафы за продажу сигарет, в том числе поштучную поскольку закон не соблюдается.
  • Приравнять некурительные табачные изделия — насвай, к сигаретам фабричного производства и регулировать их аналогичным образом.
  • Насвай должен регулироваться как сигареты из-за их высокой доступности.
  • Запрет на продажу табачных изделий в радиусе 100 метров от образовательных учреждений должен регулироваться строже, штрафы должны быть увеличены.
Поделитесь новостью