Евразийский банк развития снизил оценки экономического роста для Кыргызстана

Евразийский банк развития (ЕАБР) ухудшил прогноз экономического роста России в 2018 году с 2% до 1,8%. Для Таджикистана и Кыргызстана оценки роста снижены, для Армении и Белоруссии — повышены, прогноз по Казахстану остался без изменений. Потенциальными источниками роста в странах региона ЕАБР называет подорожание энергетического сырья, смягчение бюджетной политики и снижение доли теневой экономики. При этом глобальные риски и несовершенная система управления экономическим ростом требуют проведения преобразований, считают эксперты банка.

ЕАБР ожидает, что в целом экономики стран-участниц банка в 2018 году вырастут на 2,1%, сообщается в июньском макрообзоре «Страны ЕАБР: в поисках новых драйверов роста».

Потенциальным драйвером более высокого экономического роста в странах региона может стать снижение доли теневого сектора. По данным МВФ[1], доля теневой экономики в странах ЕАБР составляет: в Казахстане  – 32,8% ВВП,  в Кыргызской Республике – 30,1% ВВП, в Беларуси – 32,4% ВВП, в Таджикистане – 37,8% ВВП, в Армении – 36% ВВП, в России – 33,7% ВВП. Из-за отличий в подходах и методиках результаты оценок отличаются от расчетов статистических ведомств стран. По оценкам Комитета по статистике Казахстана, доля ненаблюдаемой экономики в 2016 г. составила 25,8% ВВП, в Кыргызстане – 23,8% ВВП (в 2015 г. без учета сельского хозяйства). При любом варианте расчетов уровень теневой экономики в странах остается высоким, однако сейчас есть все предпосылки для его сокращения. Снижение доли теневого сектора позволит стабилизировать бюджетные поступления, равномерно распределять доходы, стать важным фактором улучшения инвестиционного климата и экономической динамики в целом.

ЕАБР отмечает, что резкое замедление роста в КР в I квартале 2018 г. помимо фактора Кумтора было обусловлено сжатием сектора услуг и строительной отрасли. Рост
ВВП по итогам I квартала 2018 г. составил 1,3% г/г (+5,2% г/г в IV квартале
2017 г.).

Традиционно амплитудные перепады в динамике производства золота на руднике Кумтор нашли свое отражение в сокращении выпуска обрабатывающих отраслей на 1,1% г/г. Объем производства в отраслях добывающей промышленности сократился на 15,5% г/г из-за снижения объема добычи металлических руд и угля. Положительные темпы роста в отраслях электро-, водо- и газоснабжения обеспечили нулевой вклад
промышленности в динамику роста ВВП. Темпы роста в секторе услуг замедлились с 6,7% г/г в IV квартале 2017 г. до 1,5% г/г в I квартале 2018 г.

При этом ключевой сегмент – оптовая и розничная торговля демонстрирует стабильность роста (+3,7% г/г), а ослабление активности гостиниц и ресторанов в I квартале 2018 г. отчасти обусловлено сезонным фактором, где основной объем оказанных услуг приходится на IV квартал. Дополнительным фактором, обусловившим замедление роста в секторе, является сокращение услуг в секторе «информация и связь» (–5,8% г/г).

Сводный опережающий индикатор, рассчитываемый ЕЭК, сигнализирует о замедлении экономической активности в краткосрочной перспективе, что преимущественно связано с динамикой золотодобычи. При этом активность в других секторах экономики будет сохраняться на уровне предыдущего года.
В марте 2018 г. кредитный импульс стал оказывать поддержку экономике за счет роста выданных кредитов строительному и потребительским секторам. Сохраняется тенденция укрепления внутреннего спроса, а внешнеторговая конъюнктура не ограничивает возможности экспортных поставок.

ЕАБР отмечает, что инфляция в КР остается ниже целевого коридора в 5,0–7,0%. Несмотря на то, что в I квартале 2018 г. были повышены акцизы на табачные
изделия и тарифы на услуги связи, слабая ценовая конъюнктура на мировых
и региональных рынках продовольствия удерживала динамику годовой инфляции ниже целевого коридора.

Динамика реального эффективного обменного к урса сома имела нейтральное влияние на показатели внешней торговли в IV квартале 2017 г. Несмотря на то, что дефицит торгового баланса вырос по сравнению с IV кварталом 2016 г., сокращение выплат по процентам нерезидентам, а также  рост реинвестированной прибыли прямых инвесторов и притока денежных переводов вывели сальдо счета текущих операций в положительную зону по итогам IV квартала 2017 г. (предварительная оценка).

Чистый отток прямых иностранных инвестиций, обусловленный выплатой основной суммы по ранее полученным кредитам, был частично компенсирован ростом кредитного финансирования как государственного, так и частного секторов.

Профицит бюджета по итогам I квартала 2018 г. составил 1,1% к ВВП. Годом ранее бюджет был сведен с дефицитом в размере 0,9% к ВВП.

Рост налоговых доходов (+20,1% г/г) и сокращение расходов на приобретение нефинансовых активов (–45,5% г/г) сыграли ключевую роль в формировании положительного сальдо в секторе государственных финансов.

Государственный долг снизился на 4,1% по сравнению с началом 2018 г. и составил 57,1% к ВВП по состоянию на 1 апреля 2018 г. При этом отмечено сокращение внешнего долга (–4,4% по сравнению с началом года), в то время как внутренний долг за квартал вырос на 16,5%.

С учетом слабой ценовой конъюнктуры на региональных рынках продовольствия и стабильной динамики курса сома прогноз по инфляции был пересмотрен в сторону понижения. По обновленным оценкам рост потребительских цен останется слабым до конца 2018 г. и достигнет нижнего предела целевого коридора в 5,0–7,0% в середине 2019 г.

В случае отсутствия дополнительных шоков в среднесрочной перспективе укрепление внутреннего спроса и рост мировых цен на энергоресурсы будут формировать предпосылки для ускорения инфляции. В последующем она будет колебаться внутри коридора при условии своевременного ужесточения денежно-кредитной политики.

Оценки по росту также были пересмотрены в сторону понижения. В контексте возникновения новых рисков сформированы более сдержанные прогнозы
по росту в странах – основных торговых партнерах. Среди внутренних
факторов замедлению роста ВВП в 2018 г. будет способствовать сокращение
производства золота.

В среднесрочной перспективе внутренний спрос и меры фискальной политики окажут поддержку экономике. Более высокие темпы роста экономики в среднесрочной перспективе могут быть ограничены системными факторами, для преодоления которых требуется реализация программы преобразований, намеченных в долгосрочной стратегии развития экономики «Таза Коом. Жаны Доор», проект, которой обсуждается
в настоящее время, говорится в докладе ЕАБР.

 

 

Поделиться