После заявления председателя Сената Касым -Жоомарта Токаева в Казахстане активно начали обсуждать вопрос транзита власти.
Отвечая на вопрос журналистов о том, чем были вызваны слова в интервью Би-Би-Си, что президент Назарбаев может не участвовать в выборах, Токаев заявил:
— Я прежде всего сказал, что Елбасы сам примет решение. Он мудрый человек, абсолютно разумный и рациональный человек, великий лидер, что было вырезано из интервью.
Заявление казахстанского высокопоставленного официального лица прозвучало в опубликованном интервью Британской вещательной корпорации «Би-Би-Си» (BBC) в программе HARDtalk.
«Говоря откровенно, я не думаю, что президент Назарбаев будет баллотироваться на президентских выборах в 2020 году… Так как он очень мудрый человек, он совершенно благоразумен, и я думаю, что в 2020 году у нас будут президентские выборы с другими кандидатами, за исключением президента Назарбаева», – заявил Токаев. Позже спикер Сената подправил себя, заявив журналистам, что в его интервью «Би-би-си» «фокус внимания был смещён (…), потому что обсуждалось много вопросов», сообщает Forbes.kz.
— Это был один из вопросов, смысл моих ответов состоял в том, что мы имеем Елбасы, его статус подтверждён нашими законами, будь это закон о первом президенте, о лидере нации, недавно мы приняли закон о Совете безопасности. Независимо от того, примет ли участие президент в следующих выборах, не примет участия, последнее слово по вопросам внутренней и внешней политики будет принадлежать ему. Это определено законом, он был и остается лидером нации, — заявил Касым-Жомарт Токаев.
В любом случае, слова Токаева стали сигналом к активному обсуждению предстоящих выборов президента Казахстана в 2020 году. Судя по комментариям экспертов, Назарбаев больше склоняется к тому, что не будет участвовать в выборах.
«В последние годы, Нурсултан Назарбаев также довольно охотно комментировал данную тему в разных ракурсах. Например, в ноябре 2015, выступая на расширенном заседании правительства, президент Казахстана, упоминая тему, связанную с преемниками, заявил о том, что он пока не видит достойного преемника на посту руководителя республики. Более того, по словам президента, «после него будет хуже».
Не менее интересным было заявление президента о том, что он не намерен передавать власть по наследству своим детям. А в марте прошлого года Назарбаев подчеркнул, что срок его президентских полномочий заканчивается в 2020 году и ещё есть время для размышлений.
— Всё будет зависеть от доверия народа – первое. Второе – силы и здоровье человека, который работает… А если твоё состояние не позволяет именно так работать, то здесь нечего делать. Так что все зависит от времени, – отметил президент.
Поэтому заявление спикера сената парламента РК Касым-Жомарта Токаеваоб участии или неучастии президента в президентских выборах 2020 года – это те же размышления вслух со стороны президента, но устами спикера. Другой вопрос, была ли эта оговорка спикера сената случайной и не мог ли он во время интервью проговориться раньше времени по поводу одного из обсуждаемых в президентском окружении рабочих проектов подготовки к 2020 году или даже к досрочным выборам? Или же это было сделано целенаправленно? В любом случае, как опытный чиновник, спикер верхней палаты вряд ли рискнул бы на импровизацию, не зная, откуда дует ветер. Запущен ещё один информационный шар, чтобы проверить реакцию общественности, экспертных кругов, внешнеполитических игроков.
Также в Акорде будут наблюдать за реакцией внутри элиты. Своеобразный «метод Ивана Грозного», который постоянными слухами о своем скором уходе зондировал мнение среди бояр: кто как будет реагировать и кого еще нужно «дочистить»? Не секрет, что разные внутриэлитные группы по-разному видят транзит. Кого-то устраивает узбекский сценарий, когда глава государства сидит на президентском посту до гроба. Лишь бы растянуть status quo. Другие считают, что надо запускать механизм, пока ситуация под контролем. Хотя до 2020 года ещё есть время, и всё могут переиграть в зависимости от изменившейся конъюнктуры.
Но политическая инфраструктура в Казахстане практически готова к транзиту. И выстраивать эту инфраструктуру начали ещё с 2010 года», пишет эксперт Досым Сатпаев.
Он отмечает, что у Назарбаева уже есть статус «лидера нации», «пожизненного сенатора» и «пожизненного председателя Совета безопасности РК». Внутри элиты провели мощную чистку за последние годы и сделали её ещё более управляемой за счёт повышения уровня тревожности на фоне многочисленных коррупционных дел. На партийном поле убрали всех оппозиционных игроков, расчистив место для партийной пропрезидентской «шестёрки» во главе с «Нур Отан», от которой может пойти новый кандидат в президенты. Не менее активно зачистили медийное поле и сферу НПО, где практически не осталось более или менее оппозиционных структур, подсадив остальных на иглу государственного заказа. Параллельно создали множество зонтичных структур в политической и экономической областях, каждая из которых контролирует свой сегмент. Значительно усилили полномочия силовых структур в сфере антикоррупционной борьбы, которая чаще используется для внутриэлитных разборок, в сферах противодействия экстремизму и терроризму, а также в сегменте контроля над социальными сетями, куда в основном ушли протестные настроения многих казахстанцев. Также перекроили выборное законодательство, убрав с предвыборной гонки всех уровней любых «самовыдвиженцев», тем самым ещё более снизив порог доверия населения к власти.
Сами же президентские выборы даже без участия президента, но при его контроле, будут лишь легитимизацией уже одобренной им кандидатуры. И всё это, конечно, выглядит вполне эффектно с тактической точки зрения.
Как считает Айдос Сарым, спикер сената Токаев своим ответом решил усложнить стереотип восприятия казахстанского транзита. И ответ был его адресован к внешнему потребителю.
Мне кажется, это интенции, обращенные к внешнему потребителю, которые мало относятся к внутренней повестке дня. То если, тоже самое Касым-Жомарт Токаев скажет со страниц «Казахстанской Правды» и «Егемен Қазақстан», я буду считать, что это тезисы интенция обращенная к внутреннему потребителю, которые означают уже некую повестку дня. Пока это достаточно дипломатичное, достаточно учитывающее общую зарубежную обеспокоенность – слова. Их цель немного усложнить стереотип восприятия казахстанского транзита. Потому что любой зарубежный дипломат первое что у нас спрашивает, это кто будет следующий президент, как будут проходить выборы. И вот был ни к чему не обязывающий достаточно дипломатичный ответ.
«Это попытка прозондировать общественное мнение на предмет участия либо не участия президента в следующих выборах»
Политолог Максим Казначеев согласился с министром Дауреном Абаевым. По мнению эксперта, решение принимает только президент, участвовать ему или нет.
Решение баллотироваться в президенты в 2020 году, будет принимать сам президент. Я думаю, что согласовывать это со своим окружением еще рано. И решения будут приниматься примерно через год. Поэтому мнение Токаева это все-таки не государственная позиция, а частное мнение. Вопрос о выдвижении Нурсултана Назарбаева на президентский пост будет решатся самим главой государства и позднее. Говорить об этом я думаю еще рано, так как до избирательной компании еще почти полтора года и за это время может многое измениться. К сожалению я думаю, это была просто попытка прозондировать общественное мнение на предмет участия либо не участия президента в следующих выборах. Сейчас просто пытаются оценить последствия от возможного отказа президента от выборов.
Активно начали проявлять различные оппозиционные группы.
«Форум «Новый Казахстан»», члены которого на этой неделе отправляются в США, заявляет о себе как о «новой оппозиционной организации» в политическом пространстве страны. Между тем некоторые представители зарегистрированных и незарегистрированных оппозиционных объединений с сомнением относятся к этой группе и не перестают обмениваться взаимные обвинениями в ангажированности, указывая друг на друга как на «проекты властей». Председатель сената высказал на днях предположение о возможном неучастии Нурсултана Назарбаева в следующих выборах. На фоне разговоров о возможном «транзите власти» взаимные обвинения оппозиционных групп усилились, пишет Азаттык.
В последние годы в Казахстане было создано несколько политических организаций. Некоторые из них пытаются зарегистрироваться в качестве политических партий, другие ограничиваются сплочением в социальной сети. Максат Нурыпбаев (Ильясулы), руководитель одного из таких объединений — «Алаш жолы» — считает, что среди организаций, которые заявили о себе как об «оппозиционных», есть случаи взаимного охаивания.
После того, как участники общественного объединения анонсировали проведение митинга 21 мая 2018 года, руководители запрещенного в Казахстане и признанного экстремистским движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), которое создано оппозиционной фигурой в изгнании, бывшим банкиром Мухтаром Аблязовым в 2017 году, призвали не присоединяться к митингу организации, «созданной по заказу властей».
В связи с этим Максат Нурыпбаев обратился к Мухтару Аблязову в социальной сети Facebook с открытым письмом, в котором выразил свою обиду.
— Наша организация приняла участие в митинге 10 мая, который «организовал Мухтар Аблязов». Мы оказали юридическую помощь задержанным членам этого движения, носили еду тем, кого взяли под стражу. Они знали об этом, но, несмотря на это сказали, чтобы их сторонники не участвовали в митинге «Алаш жолы». Они посчитали нашу организацию враждебной, а это – политическая безграмотность, — говорит он.
Блогер и активный пользователь социальной сети Сырым Абдрахманов, заявивший о создании партии «Алаш» в 2017 году, также говорит о возросшей критике в адрес еще незарегистрированной организации. Абдрахманов, который всегда находится в гуще резонансных событий, считает, что «при необходимости нужно работать и с властями».
По словам Сырыма Абдрахманова, «Алаш» — это партия от народа, а «не созданная по заказу властей», как говорят некоторые. Он считает «провокацией» действия бизнесмена в изгнании Мухтара Аблязова, который создал объединение, находясь за границей, и призывает своих сторонников к митингу, а движение Аблязова относит к «экстремистски организациям». Абдрахманов с осторожностью относится и к «Форуму «Новый Казахстан»».
— Руководители «Форума «Новый Казахстан»» вначале поехали в Брюссель и посоветовались с Акежаном Кажегельдиным. Власти им не препятствовали. О чем это говорит? — задается он вопросом.
Сырым Абдрахманов полагает, что объединение «Алаш жолы» под руководством Максата Нурыпбаева «сильно политизирует земельный вопрос». Абдрахманов считает, что с властями «должны быть конструктивные отношения».
Один из создателей «Форума «Новый Казахстан»» Амиржан Косанов на учредительном собрании ответил на критику, звучащую в адрес форума. Политик, некогда входивший в руководство Республиканской народной партии Казахстана, сказал:
— Власти не могут нас купить. Такое мнение распространяют люди, желающие монополизировать оппозиционные силы.
Политик Жасарал Куанышалин, который был депутатом Верховного совета Казахстана и работал в системе исполнительной власти, в последние годы придерживается оппозиционных взглядов, говорит, что после Жанаозенских событий «настоящие оппозиционные партии были уничтожены, и сейчас их нет».
По его словам, объединение «Алаш жолы», незарегистрированная партия «Алаш» и «Форум «Новый Казахстан» – «проекты властей».
— Видно, что Сырым Абдрахманов работает на власть. Власти закрыли решением суда «Алаш жолы» Максата Ильясулы после того, как использовали. Их обманчивые действия происходят на наших глазах. [Представители] «Форума «Новый Казахстан»» съездили в Брюссель по поручению властей и встретились там с Кажегельдиным, — сказал Куанышалин.
Вышеприведенный беглый обзор показывает, что в Казахстане вопрос -2020 становится острым, разогревая как провластные группировки, которые будут с подозрением смотреть друг на друга, так и оппозицию, которая не может пойти на консолидацию.
Такие настроения не могут не вызывать беспокойства у казахстанцев, которые тоже пытаются усмотреть контуры «постназарбаевского периода».