Итоги недели: болтология на краю пропасти

Автор -
892

Главным на неделе стало выступление президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова в Жогорку Кенеше. «Экономическая» часть президентского спича, если совсем кратко, состояла из двух слов: «все плохо».

Президент указал, что развитие экономики идет более медленными темпами, чем нужно стране, и рост ее не приобрел устойчивого характера. Что экономических связей между регионами и отраслями практически нет. Что инвестиционная привлекательность страны, мягко говоря, нулевая. А коррупция, рейдерство, отсутствие защиты собственности и невыполнение условий контракта привели к тому, что многие потенциальные инвесторы, глядя на происходящее с инвесторами в Кыргызстане, не стали вкладывать в экономику страны.

Слова президент говорил, в общем-то, правильные. Стоит подчеркнуть, что, в принципе, Жээнбеков четко дал понять о том, что будет продолжать дела своего предшественника экс -президента Атамбаева. То есть придерживаться  стратегических программ развития, разработанных в «атамбаевскую шестилетку».

До сих пор регионы у нас живут по принципу: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Фермеры сами ищут покупателей на свою продукцию, производственники собственными силами пытаются определить рынки сбыта, а перекупщики бойко нагревают на всем этом руки.

От безработицы мужчины и женщины многих сел вынуждены до сих пор становиться мигрантами. То, что сейчас их перестали называть гастарбайтерами, ситуацию улучшило ненамного. Кто-то забирал свои семьи на новое место жительства и продолжает это делать, а часть семей и вовсе безвозвратно разрушена. Причем поток кыргызстанцев, выезжающих за рубеж на постоянное место жительство не иссякает до сих пор. Все это — следствия непродуманной и политической и экономической жизни государства. Человек от хорошей жизни никуда не поедет. Наши же граждане, в большинстве своем, нет-нет, да и задумываются о лучшей доле.

Про инвесторов — вообще отдельная история. Все годы независимости Кыргызстана с высоких трибун инвесторам говорилось, примерно как в истории с приходом варягов на Русь: «Придите и володейте». На деле все происходило ровно наоборот: едва бизнес начинал приносить прибыль, как к нему со всех сторон тянулись алчные руки желающих с него кормиться. Особенно сильно это проявлялось после событий, которые романтики называют революциями, а циники — дворцовыми переворотами. Когда дорвавшиеся до власти цепко хватали все, что им казалось было золотым тельцом. Последствия расхлебываем до сих пор.

А теперь — давайте сравним. Ежегодно в Китай приходит до полумиллиарда долларов иностранных инвестиций. Конечно, экономики наша и Поднебесной несопоставимы. Да и народ по складу характера несколько иной. Но получается, что выгоднее зарабатывать в коммунистическом порядке, чем в демократическом хаосе. Впрочем, еще покойный генерал Александр Лебедь говорил: «Беспорядок — это не отсутствие порядка. Это — специально организованный порядок. И национальный характер тут — совершенно ни при чем».

Вспомним, наглядности ради, претензии инвесторов к Кыргызстану. От компании Stans Energy — $118 млн за лишение возможности работать на месторождении редкоземельных ископаемых «Кутессай II». От компании Consolidated Exploration Holdings — $548 млн за аннулирование лицензии на право разработки одного из крупнейших кыргызстанских золоторудных месторождений «Джеруй». Из того же перечня — проигранный латвийскому бизнесмену Валерию Белоконю арбитражный суд в Париже на $16,5 млн — за экспроприацию «Манас Банка», у которого потом под чутким государственным управлением была отозвана лицензия. Только по этому процессу, в связи с невыплатами по иску, штрафных санкций набегает по $1 млн в год. И это — только малая часть претензий по международным судебным разбирательствам.

Не дай Бог, конечно, что свои претензии начнет предъявлять и китайская компания TBEA, которую в соцсетях открыто начали обвинять устами видных журналистов в даче взятки бывшему руководству КР.

«Распространение гражданином Сабыром Муканбетовым и ангажированными интернет-троллями через фейковые аккаунты грязных вымыслов об отдельных лицах, которые якобы получали взятки от китайской компании, мы рассматриваем как целенаправленную провокацию и попытку скрыть отсутствие доказательной базы в уголовных делах по модернизации ТЭЦ», – заявила официальный представитель СДПК Кундуз Жолдубаева.

По ее словам, один из интернет-порталов опубликовал откровенно лживые слухи от имени некоего Сабыра Муканбетова о том, что бывший глава «Кыргызэнергохолдинга» получил в рамках проекта по модернизации Бишкекской ТЭЦ «подарок» в размере $7 млн от китайской компании с намеком на ТВЕА. Что затем в ходе допросов бывший глава «Кыргызэнергохолдинга» Айбек Калиев признался в получении взятки, а его супруга будто бы под покровом ночи внесла эту сумму наличными в ГКНБ.

«В распространяемых слухах говорится о том, что в ходе допросов Калиев сообщил и о получении денежных средств от китайской компании также якобы Атамбаевым и Исаковым, соответственно, $100 млн и $40 млн. Мы связались с адвокатом Айбека Калиева и он однозначно назвал такие слухи ложью и несоответствующими действительности», – говорится в сообщении.

Наконец, в день выступления президента в Жогорку Кенеше — 27 июня, глава компании «Русгидро» Николай Шульгинов, в ходе собрания акционеров, сообщил о том, что холдинг уведомил Кыргызстан о подготовке иска в суд в Гааге по Верхне-Нарынскому каскаду (ВНК) ГЭС. Первым сообщило об этом РИА «Новости».

Шульгинов сказал:

— По приглашению кыргызстанской стороны выезжает завтра-послезавтра наша делегация для продолжения переговоров. Хотя мы не ожидаем положительных результатов. Мы, параллельно с переговорами, реализуем мероприятия по рассмотрению спора в международном арбитраже в Гааге, уведомление было направлено киргизской стороне. Материалы направлены в постоянный третейский суд. Дальше идет подбор состава арбитров, после этого будет подготовлен и направлен иск в этот суд.

Поэтому о каком привлечении инвесторов можно говорить, когда бывшие инвесторы открытым текстом говорят, что ничего хорошего от нас не ожидают? Когда о нас говорят, что разговаривать и договариваться с нами невозможно — это, знаете ли, обидно. Поэтому хочется спросить: где и что в нашей стране нужно сломать или переделать, чтобы в будущем вообще не допускать таких ситуаций? Этого пока никто не знает…

На днях вот было очередное заседание Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве Кыргызской Республики. На нем премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев сказал, в общем-то, верно:

— Увеличение объема инвестиций может быть только тогда, когда предприниматели уверены в завтрашнем дне, в своей безопасности и в защите своего бизнеса.

При этом, премьер особо выделил, что госорганы должны прилагать усилия для создания максимально благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в стране.

На этом фоне выступление министра экономики Олега Панкратова вышло пугающим. По его словам, отток инвестиций из Кыргызстана составляет 42% от их общего объема. И, кажется, впервые, на высоком уровне поднят вопрос внутренних инвесторов.

— Бизнес у нас не задерживается, — сетовал Панкратов. — Это говорит о том, что его что-то пугает. Международные инвесторы у нас более защищены, так как они могут обратиться в международный арбитраж. А вот для защиты местного бизнеса нам надо принять меры.

О какой защите инвесторов говорит Панкратов, если они потом годами судятся, чтобы хоть что-то получить? На наш взгляд, стоило бы для начала реализовывать механизмы мирных соглашений. Это дешевле, чем потом оплачивать услуги адвокатов. Интерес здесь — взаимный: любой здравомыслящий инвестор будет договариваться, чтобы сохранить прибыль…

Согласно новой концепции развития, предложенной президентом, должны быть построены железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, новая автодорога Север-Юг, кольцевая автодорога вокруг Иссык-Куля, а также трассы, связывающие регионы. По задумке президента, должны быть восстановлены и внутренние авиарейсы. В энергетике должны быть модернизированы старые ГЭС и построены новые…

На все это нужны колоссальные средства, взять которые можно только в двух местах: у кредиторов и инвесторов. Но кредитов набрано много, а инвестор не идет. Каждую неделю с высоких и не очень трибун говорится, что развитие регионов,  сельского хозяйства и экспортных отраслей экономики в целом требует не одного миллиона сомов вложений. А денег в госказне на это нет: в том числе — и не только потому, что их воруют. Говорят об этом много и охотно, а вот дел что-то не видно.

А что инвестор? А он придет к нам только тогда, когда будут решены проблемы с прошлыми инвесторами. Когда мы сможем честно сказать: «Работайте на нашей земле честно и справедливо, а мы, в свою очередь, будем честны и справедливы с вами». Если же опять идти по пути международных кредитов, то долговая яма разрастется до таких размеров, что страна в нее, в конце концов, просто провалится — как в пропасть. Да еще и вместе с нами.

Ирина Соколова

Поделитесь новостью