Итоги недели: пир во время чумы

Автор -
2006

Пока наши депутаты показывают на весь мир свое благосостояние, выставляя фотографии пышных тоев, против которых сами же лицемерно выступают, остальные кыргызстанцы озабочены проблемой выживания.

Одним из решений вопроса выживания является миграция. И если потенциал роста временной миграции из большинства стран — членов ЕАЭС исчерпан, как утверждают эксперты Института экономической политики, то нашей страны это не касается. Рост миграции из Кыргызстана не сокращается.

В сентябре 2017 года Государственная служба миграции озвучила цифру в 800 тысяч граждан нашей страны, которые официально находятся на заработках за пределами Кыргызстана. По данным, которые озвучиваются кулуарно, на чужбине трудится более миллиона кыргызстанцев. И эта цифра неофициально указывается уже не один год. Каждый из мигрантов, в среднем  обеспечивает свою семью из трех-четырех человек. Учитывая, что население Кыргызстана составляет чуть более 6 млн человек, получается, что почти 3 миллиона кыргызстанцев живут за счет мигрантов.

Не мигранты, а инвесторы

Обратимся к цифрам. В 2017 году трудовые мигранты перевели в Кыргызстан $2 млрд 482 млн 200 тыс. За январь-апрель этого года мигранты перевели в Кыргызстан $700,5 млн. В мае текущего года, согласно данным НБКР, только по системам денежных переводов поступило $262 тыс. Из них $258,2 тыс. переведено из России. Процентов 90 из этих денег являются средствами, переведенными нашими мигрантами для своих семей. Годовые суммы переводов доходят до отметки в 30% от ВВП Кыргызстана.

Председатель партии «Замандаш» Жениш Молдокматов недавно отметил, что наши трудовые мигранты — реальные инвесторы в экономику Кыргызстана:

— Некоторые чиновники все время говорят о необходимости привлечения инвестиций. Но они имеют в виду только каких-то мифических зарубежных инвесторов, которые не спешат идти в страну. Между тем, инвестиции уже идут ежедневно. Инвесторы — это наши трудовые мигранты. Их не надо агитировать, расписывая, как прекрасна наша страна. Они готовы инвестировать. Надо только создать для этого условия. Некоторые наши олигархи добывают деньги здесь и вкладывают в экономику других стран. А наши мигранты по крупицам зарабатывают деньги за рубежом и вкладывают в экономику Родины…

Однобокие инвестиции

Тем не менее, здесь нужно сделать небольшую поправку. Дело в том, что вклад мигрантов в экономику страны несколько однобок.

Денежные средства, которые поступают от мигрантов, зачастую просто проедаются. То есть, идут, в основном, не на государственное развитие, а на частные хозяйства и, не будем лукавить, пышные празднества. Это не дает толчок развитию экономики. Не спорим, в последнее время часть мигрантов стала больше задумываться о будущем и продумывать, куда они направят заработанное: откроют ли бизнес, например, либо выгодно вложат свои деньги. Только есть одна загвоздка — большая часть из них не собирается возвращаться на Родину.

Этому много причин. По большому счету, работы для социально активных людей в стране нет, а если и есть, то она — низкооплачиваемая. Для молодежи и ее трудоустройства практически ничего не делается. На жилье, особенно в Бишкеке, простому человеку не накопить за всю жизнь. Многие  ассимилировались в стране проживания и не видят себя в дальнейшем в Кыргызстане.

Вот и получается, что наши граждане развивают экономику чужих стран, а не свою. Ну а многие граждане нашей страны — и вовсе нахлебники, ждущие очередного перевода.

Страна с умеренно низким уровнем кредитоспособности

Поэтому и не надо ждать, что в ближайшее время Кыргызстан встанет, что называется, с колен. Это отмечают и эксперты, составляющие рейтинг страны. К примеру, есть известное и солидное рейтинговое агентство RAEX. Недавно оно составило суверенный рейтинг правительства Кыргызстана. Нас назвали страной с умеренно низким уровнем кредитоспособности — как в национальной, так и в иностранной валюте.

Указано, что прогноз рейтинга стабильный. Это означает, что в среднесрочной перспективе рейтинговая оценка практически не изменится.

— Низкое институциональное развитие страны отразилось на высоком восприятии коррупции, низкой эффективности правительства и индекса политической стабильности. Эти факторы сказались на положении республики в рейтинге «Ведение бизнеса-2017. В то же время, страна имеет долгую историю сотрудничества с международными организациями, что помогает поддерживать прозрачность отчетности правительства на приемлемом уровне, — отметили аналитики агентства.

Долгая история сотрудничества с международными организациями — это наша история с кредитами. Которая будет тянуться еще долго и долго. Что такое «умеренно низкий уровень кредитоспособности»? Он означает, что вероятность исполнения обязательств в долгосрочной перспективе умеренно низкая, а вот уровень кредитных рисков по облигациям — умеренно высокий. Другими словами, кредиты вы получать можете, но у вас есть проблемы с их возвратом. Инвесторы с репутацией, постоянно мониторящие такие отчеты, вкладывать свои деньги в такие страны точно не будут. Зато проходимцы, любящие ловить рыбку в мутной воде, будут выстраиваться сюда в очередь, чтобы получить свое по принципу: «хватай и беги». В истории нашей страны такое бывало часто, и, что совершенно естественно, особых успехов для экономики не приносило.

Но наши правительства, с приобретением независимости, все время ищут, где бы взять денег и на что потратить то, что взято. С пользой для себя, конечно. Например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с 1993 года инвестировал в 170 проектов Кыргызстана 700 млн евро. Такие данные озвучены на встрече министра экономики КР Олега Панкратова с вице-президентом ЕБРР Аланом Пиллу и директором по Центральной Азии Нилом Маккейном.

Участники встречи обсуждали проекты в сфере электроэнергетики по линиям «Ошэлектро», «Востокэлектро», а также «Джалал-Абадэлектро». Также ЕБРР подтвердил, что готов внести вклад в реабилитацию Уч-Курганской ГЭС. Проект по развитию аэропорта «Манас» также оговорен.

Все это, безусловно, звучит неплохо. Только не надо забывать, что просто так никто и никому денег не дает. За всем этим стоит вполне конкретный интерес: продолжать опутывать страну долговой паутиной. Остальное весьма предсказуемо: в определенный момент зависимость страны от кредиторов достигнет такого пика, что ни одного политического, экономического, да любого вида решения самостоятельно приниматься уже не будет.

Геополитических примеров здесь — масса: достаточно прочитать… ну, хотя бы книгу Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы». В алгоритме захвата экономик ничего не поменялось. Да и зачем что-то менять, если схемы работают безотказно — везде и всегда? И мы — свидетели того, как медленно но верно, под тяжестью кредитов страна теряет свою волю. Известному банкиру Амшелю Ротшильду приписывают слова: «Дайте мне контроль над денежной системой государства, и мне абсолютно плевать, кто будет писать его законы».

Похоже, задумываться об этом у наших политических деятелей и чиновников пока нет ни желания, ни силы воли. Меркантильные интересы, которые в них постоянно подпитываются такими вот кредитами, убивают способность критически мыслить. Выясняется, что куда проще по пятьсот раз на дню переписывать и дорабатывать проекты национальной стратегии развития страны, чем смотреть на ее положение широко открытыми глазами.

Ирина Соколова

Поделитесь новостью