В начале июля открыт депозитный счет для средств, которые поступили по уголовным делам об экономических преступлениях. Министерство финансов отрапортовало, что с 3 июля по 19 июля поступило аж 168 млн 781 тыс. 259 сомов. Если пересчитать по официальному курсу доллара на сегодня, то это составляет $2 млн 475 тыс. 524.
Государственный долг на начало февраля 2018 года составлял $4 млрд 139,28 млн. Если отталкиваться от этой цифры, то за 3 недели собрали 0,06% от суммы внешнего долга. Нетрудно посчитать, что если такими же темпами на этом счете собирать всю сумму государственного долга, то на это потребуется 28 425 дня или практически 78 лет.
А сроки поджимают…
Тем временем, сроки поджимают. Не секрет, что с 2018 по 2023 годы приходятся самые пиковые суммы выплат. Если правительство не найдет средства на обслуживание государственного долга, то эти годы станут тяжелыми в экономическом плане не только для государства, но и для всех его граждан. Повышение тарифов на воду, плата за регистрацию телефонов, поднятие пенсионного возраста — самое малое, что сейчас придумано. Рост тарифов на все и вся, повышение налогов и сборов, рост цен, урезание заработных плат, пенсий и пособий. Все это, возможно, ждет кыргызстанцев.
Спрогнозировать, во что выльется для руководства страны принятие таких непопулярных мер, достаточно нетрудно. Революционные призывы уже звучат в социальных сетях. Но и новый переворот мало, что изменит: каждое новое правительство или президент нашей страны столкнутся опять с теми же проблемами – нехватка средств, давление кредиторов, нежелание инвесторов вкладывать в отрасли нашей экономики. Итог нетрудно спрогнозировать: очередное падение.
Революция революции рознь
Так что, революция, даже в формате переворота — тоже не выход. Да и призывают к ней, как зачастую показывает практика, могут только люди, желающие нагреть руки на новом переделе накопленного и построенного. Только строгий контроль над кредитными средствами, эффективное их использование для укрепления и развития экономики позволит выровнять ситуацию. Но и тут мы опоздали. Многое уже освоено — только не теми, да и прибыль от освоенного осела не в тех карманах.
Не все гладко у нас и с членством в ЕАЭС. Сколько ни пущено средств на приведение к стандартам Союза наших лабораторий, фабрик и заводов, а все равно недоделок масса. В 2019 году в странах ЕАЭС вступают в силу технические регламенты о безопасности нефти и требования к качеству топлива. Согласно новым техрегламентам, в странах Союза можно будет использовать только топливо стандартов К-4 и К-5. Регламент вступает в силу с 12 августа 2019 года. Но наши нефтезаводы пока не производят ГСМ такого высокого качества, и есть стойкое подозрение, что за год ничего не изменится.
Заместитель председателя Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования Алымбек Орозбеков, отмечая эту проблему, сказал:
— НПЗ уже начали работу по привлечению инвестиций для модернизации. Проблема в том, что модернизация этих заводов требует значительных инвестиций. Мы работаем совместно с Агентством по привлечению инвестиций, чтобы найти инвесторов. Но на сегодня есть трудности. Мы надеемся, что заводы к указанной дате все же успеют модернизировать оборудование и начнут выпускать более качественное топливо.
Ищем «козла отпущения»
Хочется спросить: почему про эти регламенты в Кыргызстане узнают практически перед наступлением их действия, и занимаются поисками инвесторов в «пожарном», что называется, порядке? Выпускать некачественное топливо, может быть, и проще — зачем заморачиваться, например, проблемами экологии, чистоты производства, когда можно зарабатывать быстро и дешево? Но кого виноватым сделают в Кыргызстане потом, когда начнутся проблемы с новыми техрегламентами? Евразийскую экономическую комиссию? Путина? Назарбаева? Неужели нельзя сразу строить заводы, которые будут выпускать качественное топливо?
К слову, многострадальные лаборатории в соответствие с техническим регламентам ЕАЭС, более-менее привели. Из 37 техрегламентов ЕАЭС, работа по 19 возложена на департамент Госсанэпиднадзора. Ведомство проводит испытания как по пищевым, так и непищевым техрегламентам. При этом, по пищевым техрегламентам проводятся испытания по 95% показателей, по непищевым — 55%.
Начальник Центра лабораторных испытаний Госсанэпиднадзора Айгуль Жумаканова заявила:
— Оснащение и внедрение новых методов испытаний позволяют нашим поставщикам не выезжать за пределы страны, чтобы получить протоколы испытаний. Предприниматели экономят как время, так и деньги. Расценки наших лабораторий в 2-3 раза ниже, чем, например, в соседнем Казахстане. Пока по гранту от России и Казахстана оборудование для лабораторий не поступало. Мы приобретали его при поддержке донорских организаций — ПРООН и Всемирного банка.
Нашим предпринимателям остается самая малость: не забывать вовремя получать пакеты разрешительных документов, куда входит декларация соответствия и свидетельство о государственной регистрации. Ну и, само собой, не пользоваться услугами мошенников, а также везти товар либо без документов либо по фальшивой документации…
Шагать в ногу со временем. А получится?
Сегодня в Санкт-Петербурге состоится заседание Евразийского межправительственного совета (ЕМПС) с участием премьер-министров стран Евразийского экономического союза и председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна. Будут рассмотрены вопросы развития интеграционного объединения и совершенствования его нормативно-правовой базы.
Как стало известно, в повестку заседания включены вопросы реализации цифровой повестки ЕАЭС, а также взаимодействия в сферах энергетики и транспорта, промышленной кооперации и таможенного сотрудничества. Страны хотят сформировать общий рынок газа, создать единую систему транзита (ЕСТ) товаров по таможенной территории ЕАЭС. Также в ЕАЭС планируют ввести тарифные льготы для инвесторов при ввозе в государства-члены товаров в рамках инвестиционных проектов. То есть, члены ЕАЭС стремятся идти вперед и максимально облегчить жизнь, в первую очередь, предпринимателям.
Поэтому, задача наших властей — постараться максимально не отставать от новых начинаний. Чтобы позволить нашим предпринимателям стать достойными конкурентами на соседних рынках. В первую очередь, необходимо повышать доверие производственников к государству. Тогда и налоговая база улучшится и появятся ресурсы не только для выплаты внешнего долга, но и улучшения жизни населения.
Пока же мы живем практически хуже всех стран ЕАЭС. Самая низкая реальная заработная плата среди стран Евразийского экономического союза — именно в Кыргызстане. Эксперты Института социальной политики Высшей школы экономики в своем мониторинге «Межстрановые сопоставления заработных плат в 2011–2017 годах» указывают, что реальная заработная плата по номинальному курсу доллара оказалась самой высокой в России — $670,9. Далее следуют Казахстан ($459,1), Беларусь ($421,9) и Армения ($363,1, по данным за 2016 год). На последнем месте оказался Кыргызстан с зарплатой $216,3.
Хуже ситуация только в Таджикистане, где реальная заработная плата по номинальному курсу доллара составила $137. Но Таджикистан в ЕАЭС не входит. Хотелось бы дорасти до уровня хотя бы Беларуси. Но эта страна со времен развала СССР каких-либо серьезных политических и экономических потрясений не испытывала, в отличие от нас.
Поэтому есть опасность, что если мы и дальше будем строить жизнь своего государства так, как сейчас, то и уровень Таджикистана станет для нас недосягаемой мечтой.
Ирина Соколова