Таджикистанский «Ориёнбанк» подписал с китайской компанией Heaven Springs Dynasty Harvest Group (Гонконг) соглашение о коммерциализации воды в Сарезском озере. Сообщается, что «в целях развития проекта Сарезского озера и выпуска питьевой воды» будет создано совместное предприятие, пишет «Ритм Евразии».
Сарезское озеро расположено в горах западной части Памира в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области РТ. Озеро образовалось в ночь с 18 на 19 февраля 1911 года в результате семибалльного землетрясения, вызвавшего гигантский оползень, перекрывший русло реки Мургаб и похоронивший под собой кишлак Усой.
При этом образовалась естественная плотина, которую назвали Усойским завалом в память о разрушенном кишлаке. Вода из перекрытого оползнем Мургаба стала заполнять окруженную горами речную долину, что вскоре привело к затоплению горного кишлака Сарез и образованию большого озера, унаследовавшего название затопленного селения. Усойский завал перекрыл также приток реки Мургаб речку Шадау-Дара, образовав еще одно, сравнительно небольшое, озеро Шадау.
Усойский завал и Сарезское озеро расположены в труднодоступном районе Памира. Землетрясение разрушило горные тропы и фактически изолировало долину Мургаба от остального мира. Поэтому об Усойском завале и возникновении Сарезского озера стало известно только летом 1911 года. И сразу же пришло понимание опасности прорыва Сареза через Усойский завал и возникновения катастрофического селевого паводка в долинах рек Бартанг и Пяндж.
Осенью 1913 года начальник Памирского пограничного отряда подполковник Г. Шпилько возглавил экспедицию к Сарезскому озеру, чтобы лично оценить размеры опасности. Он произвел топографическую съемку завала и озера и измерил глубину озера. В 1913 году озеро представляло собой замкнутый, не имеющий стока водоем длиной 30 км. Наибольшая ширина озера была 2 км, максимальная глубина – 280 метров. В своей статье в «Известиях Российского императорского географического общества» Г. Шпилько написал, что озеро «не в состоянии ни прорвать завал, ни опрокинуть его».
Однако уже в 1915 году экспедиция профессора И. Преображенского обнаружила в нижнем бьефе завальной плотины первые родники. В 1925 году на Сарезском озере побывал военный топограф В. Колесников, который установил, что глубина озера достигла 450 метров, а родники в нижнем бьефе Усойского завала прорыли каньон длиной около двух километров и глубиной 35 метров. Колесников пришел к выводу, что дальнейший рост каньона может привести к катастрофе.
Для проверки этого сообщения Экономсоветом Средней Азии в 1926 году была отправлена экспедиция под руководством профессора О. Ланге, которая установила, что благодаря образовавшемуся каньону озеро стало проточным и опасность его прорыва в долины рек Бартанг и Пяндж исчезла.
В последующие годы в район Сарезского озера регулярно направлялись экспедиции, но только в 1967 году появилась возможность использовать для геофизических исследований вертолеты, что сразу же дало неожиданный результат. На правом берегу озера на участке между Усойским завалом и саем (горным оврагом) Биромбанд на высоте свыше 4000 м над уровнем моря были обнаружены трещины длиной около двух километров. Этот участок назвали Правобережным оползнем. У ученых возникли опасения, что обрушение в озеро Правобережного оползня может вызвать перелив воды через Усойский завал, что разрушит его, создав катастрофический селевой паводок в долинах рек Бартанг, Пяндж и Аму-Дарья. В этой опасной зоне проживает 6 миллионов человек.
Оценить масштабы гипотетической сарезской катастрофы можно, сравнив ее с аварией, которая произошла в 1963 году в северной Италии на водохранилище Вайонт. В него сполз оползень, в результате чего водохранилище на протяжении двух километров в течение 15-30 секунд было заполнено горными породами до высоты 175 м над уровнем воды. Водяной вал обогнул плотину высотой 265 м и двинулся вниз по долине реки Пьява, образовав волну высотой 90 м, которая двигалась со скоростью 8-12 м/с. В результате погибло несколько тысяч человек.
Объем воды в Сарезском озере в 100 раз больше, чем в водохранилище Вайонт. Объем Усойского и Правобережного оползней в несколько раз больше, чем итальянского оползня. Высота над уровнем моря водохранилища Вайонт – 680 м, а Сарезского – 3250. Соответственно, последствия сарезской катастрофы могут быть в сотни раз более разрушительными.
В 1967 году Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР создало межведомственную комиссию по Сарезскому озеру, которая на основании результатов исследований Сареза и анализа последствий аварии на водохранилище Вайонт пришла к заключению о наличии реальной угрозы прорыва вод Сарезского озера и рекомендовала срочно провести инженерно-геологические работы для определения устойчивости Усойского завала и берегов водоема.
Ученые пришли к выводу, что образование и прорыв завальных озер происходят на Памире достаточно регулярно. За последние 10 тысяч лет здесь было не менее 15 таких крупных озер на реках Пяндж, Гунт, Шахдара, Кудара. Самая большая завальная плотина была на реке Пяндж у кишлака Вознавад. Из этих 15 завальных озер в настоящее время осталось лишь два – Сарезское и Яшилькуль, остальные исчезли в результате разрушения завальных плотин. При этом необходимо отметить, что плотина озера Яшилькуль уже начала разрушаться, верхняя часть плотины размыта.
В районе Сарезского озера ранее существовало так называемое Прасарезское озеро, образованное Ирхтским завалом. В этом районе обнаружено семь более древних перекрытий реки Мургаб за период в 400 тысяч лет. Само Сарезское озеро – десятое по длительному геологическому времени в этой местности. Таким образом, прорыв Усойского завала и ликвидация Сарезского озера неизбежны. Вопрос лишь в том, когда произойдет эта катастрофа. В 1988 году Госплан СССР проанализировал результаты исследований Сарезского озера и поручил разработку мероприятий по обеспечению безопасности институту «Союзгипроводхоз». В 1991 году в связи с распадом СССР эти работы были прекращены.
Российский геофизик Леонид Папырин, возглавлявший исследования Сарезского озера с 1967 по 1994 год, рисует следующий сценарий гипотетической сарезской катастрофы. Эпицентр землетрясения 1911 года, вызвавшего образование Сарезского озера, по данным Пулковской обсерватории, находился на севере Афганистана. На сегодняшний день объем горных пород, готовых к обрушению на правобережном и левобережном склонах озера, составляет примерно полтора кубических километра. Если, к примеру, в северном Афганистане произойдет новое землетрясение, они обрушатся в озеро. Это вызовет водяной вал высотой 200-250 м и перелив воды через завальную плотину. Ниже Усойского завала возникнет мощный селевой поток. Под воздействием водяного вала селевые грязевые и грязекаменные отложения мгновенно станут текучими. В северо-западной части завала они двинутся вниз по долине реки Мургаб, а в северо-восточной сместятся в Сарезское озеро. Катастрофический селевой паводок достигнет реки Пяндж и распространится до низовий Аму-Дарьи, что вызовет разрушение населенных пунктов и промышленных объектов на территории Афганистана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.
Л. Папырин указывает, что в опасной зоне проживает шесть миллионов человек. Наибольшее количество человеческих жертв, по его расчетам, будет на территории Афганистана и Таджикистана. А наибольший материальный ущерб будет нанесен Туркмении и Узбекистану. Будут разрушены все заставы и базы российских и узбекских погранвойск на участке Рушан–Айвадж–Термез по афгано-таджикской границе. Российский геофизик отмечает, что катастрофа может быть вызвана не только землетрясением, но и диверсией.
Есть и иные угрозы Сарезскому озеру. Так, весной этого года в афганской провинции Бадахшан произошли наводнения из-за «увеличения фильтрации в плотине озера Сарез», как сообщило МЧС Афганистана. В Душанбе опровергли это, заявив, что ситуация в Сарезе стабильна. Однако, по данным МЧС Афганистана, после землетрясения 12 мая 2017 года в Таджикистане в толще Усойского завала появились трещины, через которые большой объем озерной воды стекает в вытекающую из Сареза и протекающую вдоль афгано-таджикской границы реку Бартанг, что вызывает наводнения и сели не только в приграничных районах Бадахшана, но и в провинциях Кундуз и Тахар.
«По нашим данным, завал, перекрывающий озеро Сарез, поврежден. Если он начнет разрушаться, то принесет катастрофическое наводнение, и эту проблему уже невозможно будет решить», – заявил представитель афганского МЧС. По мнению афганских экспертов, Таджикистану не под силу в одиночку решить эту проблему. Необходимо участие Узбекистана, Туркмении и Киргизии.
Однако Сарезское озеро «не угрожает ни одной из столиц государств Центральной Азии. Поэтому руководители государств Центральной Азии во все времена привыкли относиться к сарезской проблеме как к третьестепенной, периферийной и маловероятной», констатирует Л. Папырин.
С его оценкой ситуации нельзя не согласиться, если вспомнить, что правительство Таджикистана неоднократно предлагало наладить поставки питьевой воды из Сареза (что снизило бы уровень воды в озере и уменьшило опасность катастрофы) Ирану, Саудовской Аравии, Иордании и ОАЭ. Однако все эти инициативы таджикских властей не встретили отклика.
В марте этого года во время визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Душанбе президент РТ Эмомали Рахмон предложил «совместно разрабатывать и использовать питьевую воду» озера Сарез. Была достигнута договоренность о создании совместной комиссии для оценки экологических рисков и экономического потенциала этого проекта. Не исключено, что этот проект мог бы стать началом совместных работ с участием и прочих стран Центрально-Азиатского региона по полному решению сарезской проблемы.
Однако Душанбе совершенно неожиданно изменил свою позицию и продал воду Сареза Китаю, для которого участие в проекте носит чисто геополитический характер. Этот факт сразу же отрефлексировали региональные эксперты. Так, известный узбекский политолог Бахтиёр Эргашев считает, что это является вмешательством «внерегионального государства, в частности Китая, в управление внутренними водными ресурсами Центральной Азии».
Российский военный аналитик Александр Собянин считает, что участие Китая в сарезском проекте вызвано его стремлением укрепить свои позиции в районе, прилегающем к стратегически важному Горному Бадахшану, часть территории которого ранее уже была уступлена КНР Таджикистаном в счет уплаты долгов.
Как бы то ни было, откачка воды из Сарезского озера, которая будет осуществляться в рамках таджикско-китайского проекта, в определенной степени снизит опасность прорыва завальной плотины, хоть и не устранит ее полностью. Негативным фактором в этой ситуации является лишь очевидная непоследовательность руководства Таджикистана, пренебрегшего интересами региональной интеграции под давлением мощного внерегионального игрока – Китая.