В двух городах Кыргызстана – Джалал-Абаде и Кара-Балте – прошли тренинги «Формирование программного и гражданского бюджета на уровне местного самоуправления». Их участниками стали сотрудники мэрий, депутаты местных кенешей, а также представители гражданского общества. Тренинги организованы в рамках проекта «Развитие практики эффективного вовлечения граждан в программное бюджетирование на местном уровне», реализуемого Фондом Евразия Центральной Азии при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан».
1 января 2017 года вступил в силу Бюджетный кодекс КР. В этом документе заложены статьи, которые обязывают органы местного самоуправления разрабатывать программный бюджет. Однако, по сей день местные органы власти в должной мере не информированы о возникших обязательствах по формированию бюджета в программном формате и в связи с этим вышеуказанное обязательство не исполняется органами МСУ.
«Мы провели обучающий семинар по программному бюджетированию в органах МСУ. Мы предоставили информацию о том, что в бюджетном законодательстве заложены нормы об обязательстве по подготовке бюджетов в программном формате со стороны органов МСУ. К сожалению, на сегодняшний день практически ни один из муниципалитетов не знает об этом обязательстве, и как подтверждение Джалал-Абад и Кара-Балта до знакомства с нашей проектной командой не обладали информацией о необходимости разработки местного бюджета в программном формате. Во время практической части семинара совместно с сотрудниками мэрий и гражданского общества разработаны структуры будущих программных бюджетов по этим городам», – рассказывает эксперт проекта Чингиз Бексултанов.
Главное отличие программного бюджета от традиционного – он формируется в соответствии с целями госполитики и позволяет задавать стратегическую направленность расходов. И такой формат бюджета позволяет горожанам отслеживать эффективность работы мэрии и муниципальных предприятий.
Программный бюджет позволяет четко определять приоритеты развития города через тесное взаимодействие с местными жителями и кенешами, является эффективным инструментом контроля деятельности органов МСУ со стороны гражданского общества и местных кенешей, а также является инструментом для общественного мониторинга расходов местного бюджета. Что касается Гражданского бюджета, то это упрощенная версия обычного бюджета, при этом понятная и доступная для каждого гражданина.
«В программный бюджет обычно входит описательная часть – социально-экономические показатели города. Потом определяется стратегическая цель развития города, исходя из этого, определяются задачи и программы. Программы связаны с функциональной классификацией. К примеру, определены такие программы, как экономическое развитие, поддержка сектора образования, соцподдержка населения, ЖКХ. Это стандартные программы, потому как функционал у органов МСУ везде похожий», – говорит Бексултанов.
После определения программ, формулируются бюджетные меры. И по каждым бюджетным мерам и программам определяются индикаторы результативности.
«К примеру, если взять поддержку сектора образования, то бюджетные меры – это то, каким образом муниципалитет оказывает поддержку школам, детским садам. А индикатор результативности – это, например, количество детей, которые обеспечиваются питанием со стороны муниципалитета, а по дорожным вопросам показателями будет протяженность реконструированных или отремонтированных дорог, количество установленных дорожных знаков и так далее», – поясняет эксперт.
«Прошедший семинар был очень насыщенным и полезным для нас, мы получили много информации о бюджете, о формировании программного бюджета, о том, как учитывать проблемы на местах», – отмечает депутат горкенеша Джалал-Абада М.Тургунбаев.
Структуры будущих бюджетов Кара-Балты и Джалал-Абада сформированы во время тренингов, и до конца сентября проекты программных бюджетов этих городов будут разработаны. После этого будет разработан также и Гражданский бюджет. Документы пройдут обязательно и бюджетные слушания, в которых смогут принять участие все желающие и высказать свои пожелания и замечания.
«Тренинги полезны для нас, даже для тех, кто много лет работает в этой сфере. Многие удивлялись, что существует норма в законодательстве о программном бюджетировании. Действительно полезно, спасибо организаторам тренинга, что все так доступно и понятно нам объяснили. Главное при формировании бюджета услышать наболевшие проблемы города. Потому что не всегда получается так, как хотят горожане. Конечно, бюджетное законодательство полностью не изучишь за два дня, но главное – нам дали направление, и мы знаем, как и куда двигаться дальше», – депутат местного кенеша Кара-Балты Аслан Дакаев.