ГКНБ часто не может выследить реальных пользователей соцсетей, занимающихся экстремизмом, поэтому временно перекрывает им доступ к Интернету. Но экстремисты заходят с других IP-адресов. Об этом сегодня, 12 сентября, на пленарном заседании Жогорку Кенеша сообщил зампредседателя спецслужб Асылбек Кожобеков.
Отметим, в парламенте рассматривается проект закона «О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, подписанной 9 июня 2017 года в городе Астана».
Социал-демократка Ирина Карамушкина попросила у чекистов разъясненить, за какие действия граждан могут осудить по статье «Экстремизм» и посадить в тюрьму.
«На комитете по правопорядку прозвучала информация, что более 40 граждан Кыргызстана лишены свободы по этой статье. Какие службы и как контролируют в социальных сетях религиозный национальный экстремизм, который перерос в войну в соцсетях? Люди обращаются, почему спят спецслужбы. Хоть кто-то был привлечен к ответственности за разжигание этой войны?» – спросила депутат.
Кожобеков пояснил, что научного понимания термина «экстремизм» мировое сообщество еще не выработало. Дословно, экстремизм означает «крайний».
«Экстремисты достигают целей преступными путями, то есть крайними путями. Хулиган – просто преступник, экстремист – идейный преступник. Конвенция как раз дает четкие понятия этому термину. У задержанных граждан есть специальная литература. Когда мы их задерживаем, Госкомисиия по религии проводит ее экспертизу. Несмотря на заявления, что экспертиза не имеет юридической силы, мы на основании ее и собранных доказательств возбуждаем уголовные дела», – пояснил он.
Между тем представители правоохранительных органов и спецслужб сообщили, что в Кыргызстане закрыли 16 сайтов, распространяющих экстремистские материалы. Всего выявлен 51 ресурс с запрещенными материалами, суд вынес решения только по 16. Также закрыты 8 аккаунтов в соцсетях.