Автомашины с таджикскими грузами уже почти две недели стоят на ирано-туркменской и туркменско-узбекской границе. Туркменская сторона не разрешает грузовикам проезжать через свою территорию.
Официальные структуры Таджикистана воздерживаются предоставлять какую-либо информацию вокруг создавшейся проблемы, сообщает «Азия -Плюс».
Пока же Министерство транспорта таджикистана рекомендует водителям грузовиков воспользоваться территорией Азербайджана. Предлагается доехать до города Баку, а оттуда через Каспий на пароме до казахского порта Актау. Далее советуется продвигаться по территории Казахстана и Узбекистана до Таджикистана. «Эта дорога более протяженная по сравнению с дорогой Туркменистан-Узбекистан-Таджикистан, однако на данный момент другого выхода нет», — говорится в сообщении Минтранса.
Политический оттенок
Между тем, источник в соответствующих таджикских ведомствах на условиях анонимности сообщил «АП», что МИД Таджикистана получил ответ туркменской стороны, в котором задержка грузовиков связывается с вопросами безопасности:
На самом же деле запрет на продвижение через территорию Туркменистана автомашин с таджикскими грузами может иметь политическую окраску.
Таджикистан заявляет о своих предпочтениях относительно использования в дальнейшем для транзитов своих грузов территории Узбекистана, с которым в настоящее время находится в теплых отношениях. Это могло не понравиться туркменским властям, — предположил источник.
Он подчеркнул, что не пропускаются на туркменской границе исключительно машины с грузами, предназначенными Таджикистану или же экспортированные из республики.
— Машины с грузами других стран без каких-либо задержек пропускаются на территорию Туркменистана, — отметил источник.
Таджикский политолог также на условиях анонимности сказал, что причиной запрета для таджикских граждан может быть такой же неожиданной, как, собственно, и сам запрет.
— Я думал над этим вопросом, и мне пришло на ум только одно – не так давно перед посольством Таджикистана в Ашхабаде скончалась пожилая женщина, гражданка Туркменистана. Она две недели стояла в очереди, чтобы оформить документа на сына, который должен был отправиться учиться в Таджикистан, — говорит политолог. – Перенервничала, потеряла сознание и потом умерла. Было много сообщений о том, что причиной трагедии, да и просто таких больших очередей перед нашим посольством в этой республике является обычная коррупция. Туркменистан архаичное государство, и учитывая их менталитет, я не удивлюсь, если нынешняя ситуация с нашими фурами стала причиной своеобразной мести за ту трагедию, и по времени все совпадает.
Грузоперевозчики терпят убытки
Тем временем, сотни грузовиков стоят в ожидании решения проблемы на ирано-туркменской границе, а еще десяти на туркменско-узбекской.
По словам руководителя компании по перевозке грузов «Реал Транс» Хайрулло Абидова, четыре машины этой компании со стройматериалами и другими грузами застряли на территории Ирана, а еще две, на территории Узбекистана.
— Минтранс предлагает ехать через территории Азербайджана и Казахстана. Но это обойдется нам слишком дорого. Мы заключили договора с поставщиками и получателями грузов, и соответственно, получаем суммы, указанные в контрактах. Компания не может себе позволить дополнительные расходы, — сказал он.
Абидов отметил, что для выяснения причин создавшейся проблемы обратился к посольству Туркменистана в Таджикистане.
— Однако там не смогли нам что-то конкретного сказать, сказали, что данный вопрос находится в компетенции таможенного ведомства Туркменистана, — говорит он. – Пока же грузоперевозчики и водители терпят и моральный и материальный ущерб. Каждый шофер ежедневно тратит минимум 30 долларов на стоянку и питание. Плюс ущерб от несвоевременной доставки груза, расходы с продлением виз и других документов. Ущерб большой, но нам остается только ждать и надеяться.