В Госдуме решили взяться за таксомоторные перевозки. Как заявил журналистам председатель комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, в парламенте собираются ввести квоту на иностранных водителей, или даже вообще запретить на легковом такси работать иностранцам, пишет «Росбалт»:
«Пассажиры жалуются, что водитель не знает, как ехать, не знает русского языка», — объяснил эту идею Москвичев.
Несмотря на то, что в Москве почти 45% водителей такси — иностранцы, депутат считает, что с их уходом рынок такси не пострадает. Вместо них в столицу приедут работяги из Смоленска. Главное, чтобы зарплата и условия труда были достойными, считает депутат.
«А если в каком-то субъекте будет дефицит, пусть вводит квоту на водителей-мигрантов. Но в первую очередь мы должны помнить, что каждый гражданин России имеет право на труд», — отметил он.
Лидер профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов считает, что таким образом законодатели пытаются создать новые рабочие места для предпенсионеров, которые выйдут на рынок труда в результате реформы. «Принято решение отодвинуть возраст выхода на пенсию. Значит, нужно готовить рабочие места», — считает он. По мнению Москвичева, на стоимости поездки отказ от мигрантов не отразится.
Заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков считает иначе. Как только место иностранцев в такси займут россияне, стоимость поездки вырастет на 100%. Но это нормально, полагает эксперт. «Такси не может быть дешевым. Хотите дешево — езжайте на автобусе», — отметил он.
Эта мера благотворно отразится на безопасности, считает Попков. «Сейчас мигранты, которым запрещено работать в такси, едут в Киргизию, покупают там права и спокойно здесь катаются. В результате, за год в Москве происходит порядка 25 тыс. аварий с участием такси. Серьезных — около тысячи. Немудрено, если человек не знает правил дорожного движения, плохо владеет русским языком, плохо ориентируется без навигатора», — отметил Попков.
Но россияне в такси не пойдут. По словам автоэксперта Сергея Асланяна, в сутки аренда машины обходится таксисту в полторы-две тысячи рублей, где-то — в три. При этом он тратится на бензин, и процент от каждого заказа отдает агрегатору. «В сухом остатке получается, что 20 часов он работает, чтобы отбить затраты, и только потом начинает работать на себя. Но в полночь счетчик обнуляется, и он опять должен выкупить на сутки машину у таксопарка. Получается, что заработать на себя мужику в такси, не важно, русский он или таджик, практически нет шансов. Мигранты готовы работать на этих условиях от безысходности, но россияне на них вряд ли пойдут», — отметил Асланян.
К тому, что твориться сейчас в такси, привел целый комплекс фатальных ошибок. Одним законом проблему не решить. Нужно понять: почему в такси идут работать только мигранты?
«Но когда законодатели с конца, не разбираясь в первопричинах, пытаются что-то урегулировать, получается плохо. Это чистой воды популизм: раз мигрантов за рулем бояться, давайте их запретим. Люди бояться гриппом заболеть, может, мы и грипп запретим?», — отметил он.
Прямого запрета работать в такси по национальному признаку все же не будет, считает Асланян. Вероятнее всего, законодатели ограничатся квотами.
Но, по словам директора миграционных программ международной некоммерческой организации TONG JAHONI Валентины Чупик, никакие квоты ситуацию не изменят. «Все это лишь приведет в делегализации рынка такси. Как только мигрантам запретят работать легально, они начнут „бомбить“. И, конечно, повысится уровень взяток, потому что такие запреты — еще один способ заработать на мигрантах», — считает она.
С этим согласен Асланян. «Когда пять лет назад у нас решили, что все водители должны работать только с российскими правами, на следующий же день мигранты сдали на права, получив высший балл, в городе Грозном. Как говорят очевидцы, услуга стоила 35 тысяч рублей. Заплатили и поехали. Что изменилось? Они заговорили по-русски? Научились водить? Просто работать в такси стало дороже. Любое ограничение в нашей стране, если это не полный запрет, всегда только взятка. И пассажиры от этого не выиграют», — высказал мнение эксперт.
По словам Попкова, россияне придут в такси лишь тогда, когда таксопарки начнут заключать с водителями трудовые договоры, платить нормальную белую зарплату.
«Водители такси должны быть в штате — таксопарка или агрегатора. Сейчас трудовых отношений нет ни там, ни там. Есть тупо аренда автомобиля. И в итоге, кроме таксиста, который в любой момент рванет на родину, никто не отвечает за пассажира. Мы хотим, чтобы с водителями заключали трудовой договор, и автомобили компании выдавали им не в аренду, а как инструмент труда», — отметил Попков.
Но в Госдуме пока ничего такого не обещают. По словам зампредседателя профсоюза таксистов, подобные предложения могут появиться в документе уже после первого чтения. «Я вхожу в общественный совет при Минтрансе РФ. Мы будем предлагать добавить в закон такую норму», — заявил он.
Наряду с запретом на мигрантов в такси депутаты намерены решить вопрос с агрегаторами, которые берут процент от заказа, но ни за что не отвечают и позиционируют себя как информационные сервисы, которые сами никакими перевозками не занимаются.
«Если кто-то принимает заявку, он должен нести персональную административную ответственность за доставку пассажира. А сейчас: забрал 30% от стоимости перевозки — и ни за что не отвечает. Агрегатор должен „вести“ автомобиль и видеть, что пассажир доставлен до места назначения. Кроме того, сейчас мы не видим режима труда и отдыха водителей. Если автобус выезжает на рейс из парка, где водители проходят контроль, то легковое такси вообще непонятно откуда. Мы хотим прописать этот момент в законе» — отметил глава профильного комитета.
С принятием документа арегаторы смогут передавать заказы только водителям с разрешением на работу в такси. В противном случае им придется заплатить штраф от 50 до 100 тысяч рублей. Правда, если водитель своевременно не уведомил компанию о том, что у него отозвали разрешение или срок его действия истек, ответственность с нее снимается.
Для сохранности персональных данных агрегаторам необходимо будет перевести свои серверы в Россию. Работать они должны в рамках закона о национальной платежной системе. Также новый закон обяжет раскрывать размеры тарифов на перевозку.
Проект документа уже внесен в Госдуму и готовится к первому чтению в осеннюю сессию. Правда о том, какую ответственность будут нести агрегаторы, в нем пока ничего не сказано, как и о квотах для мигрантов в такси.
По словам Асланяна, все водители и так работают с разрешением. Ничего нового в этом нет. Никакой ответственности для агрегаторов закон тоже не предусматривает. «Машина попала в аварию, клиент погиб, получил ранение — какая ответственность? Из того, что у него сервер в нашей стране, а водители с разрешениями, что следует? Ничего», — отметил он.