Впервые подразделение патрульной милиции создали еще в 2015 году. На новую службу возлагались большие надежды, которые не оправдали себя. Весной 2016 года министр внутренних дел Мелис Турганбаев говорил о большой эффективности работы подразделения, но что-то пошло не так. Одной из причин неэффективности работы новой службы стала нехватка средств на покупку автомобилей и формы, возникли споры о работе ПМ.
Почти через год Генеральная прокуратура признала тендер на покупку патрульных автомобилей незаконной, возбудила уголовное дело, но вскоре про него и вовсе забыли. По версии надзорного органа, патрульная милиция нанесла ущерб государству на более 27 млн сомов. В 2017 году бывший премьер-министр КР Сапар Исаков вновь пытается реформировать как называли его в народе ГАИ. На этот раз его переименовали в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД).
Реформа прожила год. 5 ноября президент Сооронбай Жээнбеков решил воссоздать патрульную милицию. Проект намерены реализовать в 2019–2020 годах.
Что изменится?
Сложно сказать, что реформы несут в себе что-то новаторское. Разве что зарплату сотрудникам патрульной милиции повысят. Инициаторы изменений планируют, что она составит от 21 тыс. сомов.
По словам заведующего сектором анализа и прогнозирования отдела обороны, правопорядка и ЧС аппарата правительства Егора Скобеева, идея сама по себе не новая. В 2016 году у исполнительной власти действительно были планы повысить зарплату, обеспечить милиционеров бензином, реализовать множество идей. Но на все это в бюджете не было заложено средств.
«Минимальная зарплата в новом управлении не будет ниже 21 тыс. сомов. Это серьезное увеличение. Также патрульная милиция будет обеспечена ГСМ. С 2020 года в рамках реформы увеличат зарплату всем сотрудникам ОВД. В пилотном режиме патрульная милиция будет работать до конца 2020 года», – рассказал он.
Новшеством в патрульной милиции послужит то, что инспекторы не будут останавливать автомобили жезлом. ГУОБДД предлагает использовать рабочий инструмент лишь для регулирования движения. Процесс остановки нарушителей ПДД обществу пока неизвестен.
Создатели патрульной милиции решили, что инспектора с автоматом в патрульном авто также не будет, но при этом сами машины хотят оснастить GPS-навигаторами.
Глава рабочей группы Тамерлан Ибраимов обещает, что отбор в новую-старую патрульную милицию будет жестким. Действующие сотрудники, по его словам, тоже могут подать документы на конкурс.
Повсеместная коррупция
О коррупции в Кыргызстане знают даже дети. Все попытки чиновников устранить ее не увенчались успехом по сей день. Создатели патрульной милиции тоже не дают гарантии искоренения этого зла.
«Гарантии никакой не даю. Основная составляющая реформы – политическая воля, желание руководства страны осуществлять эти реформы, понимание, что нужно делать. Мы понимаем, что если проведение реформы поручить ГУОБДД, то ведомство провалит его – никто сам себя не меняет. Уникальность этой реформы в том, что власть хочет произвести изменения вместе с гражданским обществом», – говорит Тамерлан Ибраимов.
Реформа милиции, безусловно, нужна. Однако решит ли воссоздание старого подразделения пока неизвестно.