Министерство образования и науки КР совместно с USAID презентуют результаты оценки навыков чтения в начальных классах (EGRA), направленного на измерение достижений учащихся по чтению. Данное исследование, проведенное на общереспубликанском уровне, позволяет проследить тенденции в развитии навыков чтения у учащихся начальных классов школ с кыргызским и русским языками обучения.
Оценки EGRA – это одно из самых масштабных страновых исследований в области образования. В исследовании приняли участие более 5000 учащихся 2 и 4 классов из 289 школ, расположенных во всех областях.
Проект по развитию навыков чтения «Время читать» помогает учителям осваивать инновационные методы обучения чтению. В работе проекта задействованы более 200000 учащихся начальных классов из 900 школ по всей стране.
В целом результаты школ с кыргызским и русским языками обучения показали, что у большинства учащихся навыки беглого чтения и декодирования слов в тексте развиты на достаточно высоком уровне. Средние баллы по обоим языкам колебались в пределах национальных стандартов скорости чтения – 40 и 80 слов в минуту для 2 и 4 классов, соответственно.
Результаты EGRA показали, что девочки опережают мальчиков по большинству разделов теста в обоих классах и на обоих языках. Это подтверждается и результатами предыдущего тестирования (НООДУ).
Успеваемость по чтению тесно связана с местом жительства учащегося. Результаты учащихся в городских местностях оказались выше, чем результаты их сверстников в сельских местностях, почти по всем разделам EGRA.
- Исследование выявило несколько домашних факторов, положительно влияющих на успеваемость по чтению:
— самостоятельное чтение детьми дома;
— выписывание книг из школьной библиотеки на дом;
— частота и регулярность домашних заданий по чтению;
— социально-экономический статус семьи;
— основной язык общения дома и т.д.
- На уровне школ отмечается несколько факторов, положительно влияющих на успеваемость по чтению:
— личные ожидания учителей и заместителей директоров школ относительно того, в каком возрасте учащиеся должны овладеть навыками чтения и письма;
— частота проведения библиотекарем внеклассных мероприятий по чтению и профессиональная подготовка библиотекаря;
— доступность ресурсов для учащихся, в том числе учебников, тетрадей, ручек или карандашей;
— для учащихся школ с русским языком обучения – язык, который учитель считает для себя основным.