На этот вопрос искал ответ Forbes.kz:
Запутанные следы
Запрет на транзит в Казахстан по территории РФ произведённого в США мяса птицы ввёл 20 ноября Россельхознадзор.
Российская федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору назвала ограничение временным и объяснила угрозой попадания на собственный рынок РФ из Казахстана продукции неизвестного происхождения, а также продукции, изготовленной из сырья неизвестного происхождения.
«Такое развитие событий возможно по причине отсутствия в Республике Казахстан внутренней системы прослеживаемости перемещения подконтрольных госветнадзору товаров и несоблюдения сроков интеграции информационных систем», — сказано в сообщении Россельхознадзора по этому поводу.
В качестве примера федеральная ветслужба назвала приостановление движения семи партий американской птицы, в октябре следовавших из США в РК, в связи с выявлением ряда нарушений.
«В частности, на часть продукции ветеринарные сертификаты были оформлены американской стороной в то время, когда сама продукция уже находилась в портах Евросоюза. Кроме того, некоторый объем мяса птицы поступил на территорию ЕАЭС с уже завершенным сроком хранения», — пояснил Россельхознадзор.
Также отмечается, что в птице одного из производителей были выявлены остатки лекарственных средств — тетрациклина и матаболитов нитрофуранов.
Для решения ситуации Россельхознадзор предложил организовать консультации на площадке Евразийской экономической комиссии с участием представителей Республики Беларусь по вопросу «обеспечения прослеживаемости и подтверждения использования ввозимого в Казахстан мяса птицы производства США для внутренних нужд республики».
С комментарием по этому поводу выступила Гульмира Исаева, вице-министр сельского хозяйства РК. Она подчеркнула: никакой «торговой войны» в данном случае нет. Что касается консультаций, то они пройдут оперативно, дабы как можно быстрее прийти к взаимопониманию сторон.
— Мы должны получить весь пакет документов, который позволит нам изучить этот вопрос, — отметила вице-министр. — Далее мы должны понять, какие у российской стороны претензии к той системе прослеживаемости, которую они одобрили в мае 2016 года. Это всё – кропотливая двусторонняя работа. Есть необходимость усиления взаимного сотрудничества, и поэтому мы договорились: переговоры будут проходить чуть ли не в режиме онлайн.
Ограничения выглядят как санкции
Один из острых аспектов сложившейся ситуации – это цены на продукцию. Сакен Калкаманов, советник министра сельского хозяйства РК, акцентирует внимание именно на этом вопросе, комментируя введенные Россельхознадзором ограничения:
– Охлаждённое мясо птицы отечественного производства — это премиум-сегмент, который у нас уверенно растёт, — объяснил он. — Но эта продукция дорогая. Что касается дешёвого импортного мяса птицы, то оно в основном идёт на переработку, его используют в тех же колбасных изделиях, в полуфабрикатах. Есть группы населения, которые покупают именно эти недорогие импортные окорочка. Поэтому для нас вопрос импорта американской курятины – социальный. Вице-министр Гульмира Исаева в Москве встречалась с главой Росельзознадзора по этому поводу. Так что этот вопрос решается. Никаких доказательств, что продукция опасная, Россельхознадзор не предоставил. Существует механизм, согласно которому должны быть предоставлены протоколы испытаний, задокументированы факты отбора проб и так далее. Пока мы всего этого не видели, ограничения выглядят санкционным вопросом – «не пущать», и всё.
Согласно официальному пресс-релизу МСХ РК по этому поводу, «введение временных ограничений или режима усиленного лабораторного контроля в отношении товаров, подконтрольных ветеринарно-санитарному контролю, должно сопровождаться подтверждающими материалами (протоколы испытаний, акты отбора проб), которые направляются в адрес уполномоченных органов ЕАЭС по каждому выявленному факту. В адрес казахстанской стороны подобных материалов со стороны Россельхознадзора не направлялось».
Также аграрное ведомство отмечает, что действующая в Казахстане система прослеживаемости была создана на основе функционала работающей ещё с 2010 года Единой автоматизированной системы управления (ЕАСУ) и одобрена российской стороной 12 мая 2016, белорусской — 6 мая 2016, армянской — 21 февраля 2017.
— В то же время мы не сидим сложа руки в том плане, что минимизируем вход на наш рынок этих импортных окорочков и мяса птицы, — отметил Сакен Калкаманов. — Мы работаем над тем, чтобы мясо отечественного производства занимало всё больше места на прилавках. Объёмы производства растут ежегодно, стоит задача через несколько лет закрыть внутренний рынок и выйти на экспорт. Приведу такой пример из смежной отрасли: ещё недавно мы не знали, что такое экспорт куриного яйца. А смотрите сейчас: по итогам прошлого года экспортируем 250 млн штук. Причём география расширяется. Так что нужно поступательно развиваться – дорогу осилит идущий.
Птицеводы готовятся к экспорту
Отечественные птицеводы отнеслись к ограничениям поставок мяса птицы из США положительно. Руслан Шарипов, президент Союза птицеводов Казахстана, согласен с тем, что качество импортируемой продукции вызывает вопросы.
— К нам попадают окорочка, которые 20–30 лет лежали в резерве, — подчеркнул он. — Там никакого качества нет, мясо – как вата.
Другой аспект – цены на этот товар. Понятно, что пролежавшее такой срок мясо стоит очень дёшево. Цена на границе составляет 80 центов за килограмм (то есть 290 тенге). Это влияет в целом на ценообразование по мясу птицы на внутреннем рынке Казахстана, ведь объём импорта почти равен собственному производству.
— До вступления в ВТО квота на Казахстан по импорту мяса птицы была 110 тыс. тонн в год, — рассказал Руслан Шарипов. — При вступлении в ВТО квоту увеличили до 140 тыс. тонн. Из них 128 тыс. тонн – окорочка, 12 тыс. тонн – мясо. Сейчас эта квота полностью выбирается. И получается так, что мы здесь, на месте, птицу выращиваем, создаём рабочие места, развиваем отечественное производство, но такого дохода, как импортёры, не имеем.
Потребность Казахстана в мясе птицы составляет порядка 300 тыс. тонн в год. Казахстанские птицеводы в прошлом году произвели 180 тыс. тонн. В нынешнем году планируют выйти уже на 220-230 тыс. тонн, то есть, внутренний рынок пока еще серьёзно зависит от импорта. Тем не менее Руслан Шарипов после введения ограничений никакого дефицита на рынке не ждёт. Ведь в рамках ЕАЭС все страны имеют возможность свободно ввозить мясо птицы в Казахстан. Сейчас основные экспортёры – Россия и Беларусь. Они легко увеличат поставки и покроют всю потребность Казахстана.
Что касается перспектив, то в ближайшем будущем наша страна выйдет на самообеспеченность за счёт расширения производства.
— Недавно состоялось открытие новой современной птицефабрики в Макинске Акмолинской области, ее мощность – 50 тыс. тонн в год, — напомнил Руслан Шарипов. – Ещё три небольших фабрики мощностью 8-10 тыс. тонн откроются в ближайшее время в Атырауской, в Алматинской и Туркестанской областях. Наша отрасль развивается, поскольку бизнесменов привлекает возможность получения от государства инвестсубсидий на строительство птицефабрик.
Союз птицеводов разработал отраслевую программу развития до 2027 года. За этот период Казахстан выйдет на производство более 740 тыс. тонн мяса птицы в год. То есть не только перекроет внутреннюю потребность, но и получит потенциал выхода на внешний рынок.
— Приведу такой пример: у нас есть фабрика «Ордабасы кус», производящая мясо индейки, — сказал Руслан Шарипов. — Уже сегодня 40% её продукции отправляется в Москву. Это говорит о том, что по всем параметрам наше мясо выигрывает у конкурентов. Мы ведь корма делаем из нашего, экологически чистого казахстанского зерна, никаких опасных добавок не используем.
Говоря о влиянии сложившейся ситуации на ценообразование, Руслан Шарипов отметил: он не видит риска подорожания мяса птицы из-за ограничений в отношении американской курятины. Скорее, сыграют роль другие факторы – сезонность, а также рост цен на зерно и его транспортировку.
— Вообще у нас в течение года цена на птицу меняется 5-6 раз, — отметил Руслан Шарипов. – Летом она падает, зимой немножко поднимается. Это связанно с сезонными колебаниями спроса и предложения. Так что, думаю, на 5-10% зимой мясо птицы может подняться. Но пока мы и на это не идём, поскольку сейчас люди режут скот, согым, и спрос на птицу и так не высок.