В Бишкеке состоялась экспертная дискуссия на тему «Кто будет платить пенсии трудовым мигрантам из Кыргызстана»? Об этом сообщает Аналитический клуб молодежи.
В мероприятии приняли участие представители государственных органов и бизнес-сообщества республики, а также эксперты из России и Кыргызстана. Организатором дискуссии выступил Фонд «Евразийцы – новая волна».
«Проведение в Бишкеке экспертной встречи стало актуально, поскольку вопрос пенсионного обеспечения касается почти миллиона кыргызстанцев, трудящихся в странах Евразийского экономического союза. Вступление в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС создаст условия для устойчивого развития единого рынка трудовых ресурсов и окажет положительное влияние на процессы упорядочивания трудовой миграции», – подчеркнул модератор мероприятия политолог Денис Бердаков.
Экс-заместитель председателя Государственной службы миграции Кыргызстана Алмазбек Асанбаев сообщил, что проект пенсионного соглашения в рамках ЕАЭС разрабатывается с 2014 года.
« Подготовкой документа занимается Евразийская экономическая комиссия совместно с государствами-участниками союза. Соглашение в целом готово, но на данном этапе остается несколько нерешенных вопросов. В частности, речь идет о величине так называемого индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), действующего на территории России. На сегодняшний день 4 страны – Россия, Беларусь, Кыргызстан и Казахстан договорились, что в отношении трудовых мигрантов будет применен специальный коэффициент. Он, как в РФ, будет зависеть от длительности трудового стажа, а также начисленных и уплаченных в пенсионную систему страховых взносов. Однако Армения сейчас придерживается другой позиции, и предлагает, чтобы величина ИПК равна 1,8. В остальном же документ готов к подписанию», – рассказал эксперт.
Кыргызстану выгодно, чтобы Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС подписано как можно раньше. Об этом заявил заместитель председателя Социального фонда КР Уланбек Асанов.
«Этот документ важен для нашей страны по ряду причин. Во-первых, в проекте соглашения заложены такие основы, как равные, не зависящие от гражданства, права трудящихся. Трудовые мигранты смогут получать пенсию по месту проживания, либо на территории страны, назначившей пенсию. Следующий момент — суммирование трудового стажа. Здесь учитывается весь накопленный стаж вне зависимости от того, в какой стране ЕАЭС он был обретен. И, конечно же, экспорт пенсии – все пенсионные и страховые взносы будут перечисляться между государствами. Таким образом, если человек проработает определенное время в одной из стран ЕАЭС, то после выхода на заслуженный отдых в КР, он будет получать, как кыргызскую пенсию, так и зарубежную. Повторюсь – Соглашение о пенсионном обеспечении для нас очень важно. Чем дольше мы будем затягивать с принятием данного документа, тем больше мы потеряем баллов. А это стаж», – обратил внимание Асанов.
Заведующая сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН Елена Кузьмина (Россия) обратила внимание на следующие моменты.
«В вопросах пенсионного обеспечения сейчас наблюдается путаница. Многие жители Кыргызстана, которые приняли российское гражданство, думают, что смогут получать такую же пенсию, как и их знакомые, трудящиеся в России. Да, они все так же смогут посылать заработанные деньги своим родителям, родственникам. Но эти люди уже не мигранты. Это граждане Российской Федерации, на них будут распространяться законы РФ. Еще один момент, на который я хочу обратить внимание, в Соглашении речь идет о страховой части пенсий, базовая пенсия у всех государств ЕАЭС разная», – акцентировала внимание эксперт.
Подводя итоги дискуссии, эксперты пришли к мнению, что вступление в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС станет новым этапом развития евразийской интеграции.