Китайская реакция на дело «Хуавэй»: гнев, патриотизм и бойкот айфонов (Washington Post, США)

Для многих китайцев арест высокопоставленного руководителя из технологического гиганта «Хуавэй» по американскому запросу — это не вопрос закона, юстиции или санкций. Это вопрос национальной гордости. Газета «Вашингтон пост» рассказывает о реакции китайцев на дело «Хуавэй», и как западные страны реагируют на обвинения этой компании в шпионаже:

Для многих китайцев арест высокопоставленного руководителя из технологического гиганта «Хуавэй» по американскому запросу — это не вопрос закона, юстиции или санкций. Это вопрос национальной гордости.

Обвинение главного финансового директора «Хуавэй» и дочери учредителя компании Мэн Ваньчжоу в мошенничестве вполне укладывается в китайскую сюжетную линию о том, как Америка пытается предотвратить превращение Китая в инновационную державу и остановить своего конкурента, особенно в условиях начавшейся гонки за новую технологию смартфонов, известную как 5G.

Вдобавок ко всему, Мэн считают в Китае кем-то вроде корпоративной принцессы, а «Хуавэй» активно участвует в китайской кампании развития на всем азиатском континенте и за его пределами.

«Соединенные Штаты специально поступили так с „Хуавэй», потому что эта китайская компания является лидером отрасли, — сказала 30-летняя Чэнь Лили (Chen Lili), работающая врачом и вышедшая на обеденный перерыв из своей больницы, которая расположена неподалеку от магазина „Хуавэй» в Пекине. — Когда я услышала об аресте Мэн, я была ошеломлена и разгневана».

Американские власти рассказывают совсем другую историю. Мэн, говорят они, лгала по поводу связей «Хуавэй» с компанией, подозреваемой в нарушении американских санкций против Ирана. «Хуавэй» представляют в качестве потенциального кибершпиона, который действует против Запада и его союзников.

Из-за таких противоречивых версий дело Мэн стало отражением многих других, более глубоких проблем, таких как конкуренция, национальная безопасность, международное влияние, которые тесно связаны с продолжающимися торговыми сражениями между Пекином и Вашингтоном почти из-за каждой сделки.

«Идет ли речь о китайском правительстве или о народе, они сейчас придают гораздо большее значение развитию „Хуавэй» и активнее поддерживают эту компанию, — сказал профессор международных исследований У Синьбо (Wu Xinbo), работающий в Шанхае в Фуданьском университете. — Из-за этого инцидента Китай на торговых переговорах с США будет действовать более решительно, содействуя развитию высоких технологий».

Арестованной 1 декабря в Ванкувере Мэн грозят американские обвинения в мошенничестве, поскольку она якобы заявляла, что у «Хуавэй» нет финансовых связей с гонконгской компанией «Скайком» (Skycom), которая продавала Ирану товары американского производства. Пока неясно, когда Мэн экстрадируют в США.

«Это определенно никак не связано с соблюдением закона. В этом есть нечто очень порочное», — сказал 29-летний офисный работник Лан Бинь (Lang Bin).

Китайские компании тоже сплотились вокруг «Хуавэй», которая занимается производством смартфонов и сетевого оборудования, будучи китайской версией «Эппл» и «Сиско» в одном лице. В этом году «Хуавэй» обошла «Эппл» и заняла второе место в мире по продажам смартфонов, отставая только от мирового лидера — компании «Самсунг».

Компания «Мэнпай Технолоджи» (Mengpai Technology), занимающаяся разработкой интернет-продуктов, выразила поддержку «Хуавэй», предложив 15-процентную субсидию своим сотрудникам и подрядчикам, покупающим телефоны «Хуавэй», и пообещав штрафовать их за приобретение айфонов на всю сумму их стоимости. Эта компания также запретила покупать офисное оборудование американских брендов и американские автомашины.

Другая технологическая компания «Шэньчжэнь Хуэйишэн» (Shenzhen Huiyisheng), поставляющая электронные комплектующие, пошла еще дальше. Она заявила, что выплатит своим сотрудникам с телефонами «Хуавэй» премию в размере 500 юаней (около 72 долларов), а обладателей айфонов попросила от них отказаться. Те, кто не захочет расстаться с американской продукцией, будут уволены, заявила компания в социальной сети «Вэйбо», являющейся китайской версией Твиттера.

Торговая палата в Шанхае предложила аналогичные стимулы за покупку продукции «Хуавэй» и пообещала наказывать тех, кто пользуется техникой «Эппл».

«Соединенные Штаты делают все возможное в попытке сдержать экспансию „Хуавэй» в мире просто из-за того, что эта компания идет в авангарде конкурентоспособных китайских технологических фирм», — написала в своей редакционной статье государственная газета «Чайна Дейли» (China Daily).

«Хуавэй» хоть и является частной компанией, но поддерживает тесные связи с государством. «Невозможно стать компанией такого размера как „Хуавэй» без сотрудничества с государством, без понимания государственных приоритетов и без содействия в их реализации», — сказал партнер-учредитель пекинской аналитической фирмы «Тривиум/Чайна» (Trivium/China) Эндрю Полк (Andrew Polk).

На самом деле, «Хуавэй» играет активную роль в двух флагманских проектах председателя Си Цзиньпина. Это инфраструктурная инициатива стоимостью более триллиона долларов «Один пояс, один путь», в рамках которой КНР строит аэропорты, дороги и сети сотовой связи в 60 странах, и программа «Сделано в Китае 2025», нацеленная на превращение этой страны в мирового лидера высокотехнологичного производства.

Когда ведущий китайский ученый в прошлом году выступал с презентацией на форуме, посвященном инициативе «Один пояс, один путь», он использовал «Хуавэй» в качестве примера для иллюстрации того, как рука об руку растут и развиваются китайские технологические компании и этот государственный проект, идя по «цифровому Шелковому пути».

«„Хуавэй» вышла на свой сегодняшний уровень благодаря „Одному поясу, одному пути»», — заявил на конференции в Пекине этот ученый по имени Чзан Яньшен (Zhang Yansheng), работающий в государственном Центре международных экономических обменов (Center for International Economic Exchanges).

Когда в мае в Пекин прибыл с визитом президент Лаоса, в государственном гостевом доме «Дяоютай» его встречали китайский руководитель и президент регионального отделения «Хуавэй» по Юго-Восточной Азии.

Вашингтон, вступивший в торговый спор с Пекином, больше всего обеспокоен тем, что Китай стремится к мировому лидерству в сфере технологий. Американский торговый представитель Роберт Лайтхайзер (Robert E. Lighthizer) говорит, что КНР готова завладевать американскими технологиями любыми необходимыми способами: покупая их, принудительно лицензируя в рамках совместных предприятий и откровенно воруя.

Американские представители заявляют, что арест Мэн никак не связан с торговым спором. Но «Хуавэй» это один из «национальных лидеров», и администрация США обеспокоена тесным союзом между финансовыми ресурсами Пекина и исследовательскими возможностями коммерческого предприятия.

«Хуавэй» это одна из немногих глобальных телекоммуникационных компаний, разрабатывающих патентованные новинки, которые задают мировые технические стандарты для сотовых технологий пятого поколения, или 5G.

5G позволит оказывать более быстрые и эффективные услуги в области мобильной широкополосной связи и позволит создать «интернет вещей», связав и подключив к сети миллиарды датчиков и приборов в домах, на заводах и в государственных учреждениях по всей стране. Автомобили с автономным управлением, более эффективные домашние устройства, системы развлечений с виртуальной реальностью и умные заводы — все это будет работать в сетях 5G.

В одной только Америке на развертывание сетей пятого поколения будет потрачено 275 миллиардов долларов, о чем сообщает вашингтонский аналитический Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation).

Когда конгресс сделал вывод, что «Хуавэй» создает угрозу национальной безопасности США, самые крупные американские операторы сотовой связи отказались использовать оборудование этой компании, и ей фактически запретили осуществлять поставки для американской сети 5G.

Австралия и Япония тоже проводят жесткую политику против «Хуавэй», которая предлагает качественное оборудование, стоящее порой на 30% меньше зарубежных аналогов.

Но хотя техника «Хуавэй» не используется в американских сетях, эта компания все равно может получать доходы, лицензируя свои технологии для американских производителей сотовой инфраструктуры. Китаю принадлежит около 10% патентов, относящихся к стандартам 5G, и большей частью этих патентов владеет «Хуавэй», говорит директор Фонда информационных технологий и инноваций по широкополосной политике Дуг Брейк (Doug Brake).

«Рынок самого оборудования значителен, а объем интеллектуальной собственности, используемой в этом оборудовании и устройствах конечных пользователей, просто огромен», — отмечает он.

Американские разведслужбы уже давно предупреждают о потенциальной угрозе шпионажа, которая возникает в связи с использованием китайского оборудования в американских телекоммуникационных сетях.

«Службы безопасности предельно ясно говорят о том, что это не просто их предположения и догадки, — сказал один источник из области информационных технологий, не пожелавший назвать свое имя из-за конфиденциального характера беседы. — У них такое чувство, что они нашли твердые доказательства взломов».

В конце 2009 года Агентство национальной безопасности порекомендовало компании «Эй-Ти Энд Ти» (AT&T), которая намеревалась осуществлять закупки китайских комплектующих, найти другого поставщика, если она хочет продолжать свой высокодоходный бизнес с государством.

Китайские фирмы информационных технологий, такие как «Хуавэй» и «Зед-Ти-И» (ZTE), «представляют угрозу безопасности, потому что Китай использует их для сбора разведывательных данных», сказал Джеймс Клэппер (James R. Clapper), покинувший в прошлом году пост директора национальной разведки.

«Они не только позволяют это делать, они этому содействуют, — заявил Клэппер в интервью. — Так что если вы будете покупать их оборудование и пользоваться их сервисами, вы станете уязвимы с контрразведывательной точки зрения».

Китай отрицает свою причастность к шпионской деятельности.

Но Британию американские доводы не убедили, и в 2003 году она решила пустить «Хуавэй» в свои телекоммуникационные сети, правда, не разрешив компании поставлять свою технику для государственных служб перехвата.

В настоящее время Лондон размышляет о том, можно ли позволить британским телекоммуникационным компаниям использовать оборудование «Хуавэй» в своих сетях пятого поколения. Оператор мобильной связи Би-Ти (BT) заявил в этом месяце, что в 2016 году приступил к удалению техники «Хуавэй» из своих сетей третьего и четвертого поколения, и что эта китайская компания «не была включена в список поставщиков для сетей 5G».

«Существует ли риск для будущего? Конечно. Это признают все», — сказал Роберт Хэнниган (Robert Hannigan), возглавлявший штаб правительственной связи Великобритании до января 2017 года.

Хэнниган считает, что по поводу «Хуавэй» возникла настоящая истерия.

«Нам нужен трезвый анализ, — заявил он, — в основе которого лежат экспертные знания и разведывательная информация».

Поделиться