История «Древнего Рима». События в Караганде и реакция на них

Автор -
631

    Инцидент с кровопролитием в карагандинском ресторане в новогоднюю ночь вызвал волнения в городе и реакцию даже за пределами Казахстана. Власти утверждают, что драка со смертельным исходом произошла на бытовой почве и не является межнациональным конфликтом. В данном инциденте разбирались корреспонденты радио «Азаттык» (Казахстан):

    ЧТО ПРОИЗОШЛО В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ И ПОСЛЕ НЕЕ

    23-летний карагандинец был убит в первые часы 2019 года в местном ресторане «Древний Рим». Молодой человек получил ножевые ранения в драке между двумя группами молодых людей, отмечавших Новый год. Трое других раненых были госпитализированы, один из них попал в реанимацию. Инцидент вызвал напряженность после того, как в мессенджерах и социальных сетях получила распространение информация о том, что в драке участвовали представители армянской диаспоры.

    2 января у ресторана собрались десятки людей, требовавших его закрытия и привлечения виновных к ответственности, туда же были стянуты усиленные наряды полиции.

    Официальные СМИ хранили молчание об инциденте, в городе циркулировали слухи о том, что дело «замято», а предполагаемые участники драки скрылись.

    3 января полиция выдала первую информациюслучившемся, отвергнув межэтнический характер драки. Согласно сообщению полиции, трое молодых мужчин, установленные как Торгом Малхасян, Сохак Малхасян и Каир Надырбеков, помещены под арест как подозреваемые в совершении «тяжкого преступления», еще один подозреваемый — Нарек Гурурян — объявлен в розыск. Полиция сообщила, что расследование ведется по статьям «Убийство» и «Хулиганство». Прокуратура Карагандинской области призвала не поддаваться на провокации, предупредив, что отдельные лица пытаются «дестабилизировать обстановку», и напомнила об ответственности за «разжигание розни» и «распространение заведомо ложной информации».

    В тот же день десятки людей после похорон убитого в драке пришли к зданию ДВД, требуя предоставить информацию о расследовании. На встрече группы граждан (в здание впустили нескольких человек, многие остались ждать на улице) с руководством города, области, департамента полиции и прокуратуры Карагандинской области представители властей сказали, что расследование начато, виновные понесут наказание.

    6 января сотни людей собрались в центре Караганды, требуя «справедливого разбирательства». К ним вышел глава области Ерлан Кошанов, который пообещал «как аким, как представитель президента», что расследование будет доведено до завершения. Он заверил, что находящийся в бегах подозреваемый будет задержан.

    7 января в Сети появилось видеообращение молодого человека, представляющегося Нареком Гуруряном. Он говорит о желании сдаться властям, а также просит обеспечить безопасность и прозрачное следствие. Он утверждает, что участвовал в драке в ресторане, но «никого не убивал». В МВД в ответ сообщили, что родственникам Гуруряна «два дня назад были переданы контакты сотрудников полиции», однако «до сегодняшнего дня никто на них не выходил».

    На брифинге в Астане 8 января вице-министр внутренних дел Жанат Сулейменов сказал, что под арест по подозрению в хулиганстве и убийстве помещены восемь человек, один числится в розыске — он покинул пределы Казахстана. По версии полиции, конфликт в новогоднюю ночь начался после словесной перепалки, когда посетителям сказали, что ресторан закрывается. Гостей вытолкали из заведения, те сообщили друзьям, затем приехали более 10 человек, которые якобы начали вламываться в ресторан, «выкрикивать разные слова»; затем со стороны владельцев и персонала «были приняты меры», завязалась драка с участием десятков людей, говорит Сулейменов.

    В МВД добавили, что ведут служебное расследование «по факту утечки информации» после появления в социальных сетях и мессенджерах фотографий подозреваемых и видеозаписей.

    РЕАКЦИЯ НА СОБЫТИЯ

    Секретариат Ассамблеи народа Казахстана — созданного 24 года назад по инициативе президента Казахстана органа, который объединяет этнокультурные организации, — не отозвался на события в Караганде.

    Не высказали своей позиции в разгар событий члены правительства и парламента. Во вторник, 8 января, когда репортеры Азаттыка попросили казахстанских депутатов прокомментировать случившееся в Караганде, многие из опрошенных сказали, что считают инцидент бытовым конфликтом. Депутат Ирина Смирнова заявила, что события демонстрируют «провал» в государственной политике.

    — Я считаю, что это провал молодежной политики в первую очередь. Это провал семейной политики нашего государства. Я считаю, что совершенно некачественно работает министерство информации и коммуникаций. Все те СМИ, которые снабжаются за счет государственных денег, они не развиваются. Поэтому здесь был провал информационный. Нужно было сразу же, увидев эту ситуацию министерству внутренних дел, и в других ситуациях тоже, говорить, что происходит, — прокомментировала Азаттыку Ирина Смирнова.

    8 января некоторые местные интернет-ресурсы опубликовали заявление на казахском языке от имени депутата сената Мурата Бахтиярулы. В нем говорится, что «только в Казахстане можно, не зная государственный язык, работать на государственной службе и заниматься бизнесом. Хочу сказать некоторым представителям других национальностей, которые не ценят и не уважают это, что им открыта дорога на их родину». Подтвердить или опровергнуть авторство заявления не удалось — помощник депутата Бахтиярулы сказал, что член сената отсутствует на работе по болезни. В этом заявлении призыв депутата в Армении Эдмона Марукяна пригласить казахстанского посла в Ереване в МИД «для разъяснений» назван вмешательством в дела Казахстана.

    7 января Марукян выступил с призывом вызвать посла Казахстана, отметив, что ситуация в Караганде становится «взрывоопасной и неуправляемой», держит в тревоге «соотечественников» и ставит под угрозу их безопасность.

    Заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян призвал к сдержанности. Он сказал, что Ереван и Астана находятся в прямом контакте и придерживаются единой позиции, «согласно которой это является бытовым уголовным явлением, и следует строго исключить попытки придать ему межнациональную окраску». Кочарян отметил в опубликованном на сайте МИД сообщении, что некоторые «в Армении всё же поддались на некоторые заявления, которые были сделаны без учета официальной позиции».

    Исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян призвал армянские СМИ распространять информацию «только после тщательной проверки».

    — Насколько мне доложили, конфликтующие стороны не были моноэтничными. Среди конфликтующих, инициировавших драку, был и этнический казах, там не может быть национальной подоплеки, — сказал Пашинян журналистам.

    Армянские СМИ передали, что 7 января глава МИД Армении Зограб Мнацаканян и министр иностранных дел Казахстана Бейбут Атамкулов во время телефонного разговора «обоюдно отметили недопустимость попыток придания межнационального оттенка трагедии» в Караганде. На сайте МИД Казахстана информации о разговоре Атамкулова и Мнацаканяна нет.

    ЭКСПЕРТНЫЕ МНЕНИЯ

    Политолог Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, пишет в Facebook’е, что ничего удивительного в молчании аффилированных с властью структур нет: так же было во время Жанаозенских событий и земельных митингов. «События в Караганде в очередной раз показали, что ни один искусственно созданный властью политический институт априори не способен работать в условиях форс-мажора, будь то пропрезидентские политические партии, парламент, государственные СМИ или связанные с властью общественные и неправительственные организации», — написал Сатпаев. Политолог считает, что причина — в нерешенности многих проблем в социальной сфере, в национальной политике, в работе с молодежью, в коммуникационном сегменте, в силовом блоке.

    Политолог Дос Кошим обращает внимание на то, что подобные конфликты в Казахстане случались в прошлом в разных регионах. Однако власти, по его мнению, не извлекли уроков.

    — Это говорит о том, что государственная политика по идеологии не реализуется, да и нет такой политики. Случится ссора — обретает окрас межнационального [конфликта]. Нужно это исследовать. Анализ не проводился. Если власть не может решить и найти способ решения, это всё в обязательном порядке сохраняется, — считает Дос Кошим.

    Ресторан «Древний Рим» в Караганде в настоящее время не работает. На дороге, ведущей к нему, выставлено полицейское оцепление. Перед воротами ресторана стоят спецмашины с полицейскими. Репортеру Азаттыка не разрешили пройти на территорию, сказав, что пропускать кого-либо туда запрещено.

    Поделиться