Уклонение от налогов можно обнаружить во всех секторах экономики, но цифровые компании лучше всех демонстрируют, насколько устаревшей является нынешняя международная налоговая система, пишет Хосе Антонио Окампо:
В 2012 году, когда скандалы, связанные со схемами уклонения от налогов компаний Apple, Amazon и Google, вызвали общественное негодование и заставили действовать «Большую двадцатку», перед ОЭСР была поставлена задача реформировать международную корпоративную налоговую систему. Именно поэтому три года спустя появился пакет реформ, получивший название «Проект противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибылей», сокращённо «Проект BEPS». Этот процесс реформ возглавили страны ОЭСР, а для участия развивающихся стран он был открыт лишь после публикации первоначального пакета предложений. Сегодня в этом процессе участвуют 125 стран, сформировавших группу под названием «Инклюзивный механизм» (Inclusive Framework).
План BEPS, несомненно, стал важным шагом в борьбе с некоторыми наиболее вопиющими стратегиями уклонения от налогов, используемыми транснациональными компаниями. Например, он позволил инициировать обмен отчётами между налоговыми органами о прибылях и налоговых платежах подобных компаний во всех странах. Но, к сожалению, данная норма будет применяться лишь к самым крупным транснациональным компаниям, а отчёты не будут размещаться в публичном доступе, что лишает гражданское общество ключевого инструмента, обеспечивающего прозрачность.
Кроме того, план BEPS не позволяет добраться до сути проблемы: компаниям по-прежнему разрешается выводить свои прибыли туда, куда они хотят, и пользоваться преимуществами юрисдикций с очень низкими налогами. Например, в 2017 компания Google вывела 19,9 млрд евро ($22,7 млрд) через голландскую компанию-пустышку на Бермуды, а компания Facebook в том же году заплатила всего лишь 7,4 млн фунтов стерлингов ($9,6 млн) корпоративных налогов в Великобритании, хотя получила там доходы в размере 1,3 млрд фунтов стерлингов.
Транснациональные компании могут совершать такие операции легально, применяя так называемое трансфертное ценообразование: материнская компания устанавливает цены в сделках между дочерними подразделениями, чтобы гарантировать регистрацию прибылей в странах с низкими налогами, а не там, где они реально осуществляли экономическую деятельность, принёсшую эту прибыль. Например, Vodafone, первая крупная транснациональная фирма, которая добровольно опубликовала данные по каждой стране, раскрыла информацию о том, что почти 40% прибылей этой компании за 2016-2017 были выведены в налоговые гавани, в том числе 1,4 млрдбыли задекларированы в Люксембурге, где они облагаются налогом на прибыль с эффективной ставкой 0,3%.
Уклонение от налогов можно обнаружить во всех секторах экономики, но цифровые копании лучше всех демонстрируют, насколько устаревшей является нынешняя международная налоговая система. Маржинальные производственные затраты этих компаний равны нулю, поэтому доходы, которые они получают, равнозначны рентным доходам, а следовательно, очень важно эффективно взимать налоги с этой ренты. Вопреки всему, что заявляют руководители этих компаний, подобное налогообложение не повлияет негативным образом на предоставление цифровых услуг.
Независимая комиссия по реформе международного корпоративного налогообложения (ICRICT), председателем которой я являюсь, уверена, что процесс BEPS достиг максимума возможного, учитывая политическую силу крупных корпораций, а также армию юристов и бухгалтеров, корыстно заинтересованных в сохранении статус-кво. В нашем новом докладе мы даём оценку достигнутого и описываем, что должно произойти на следующем этапе реформы – «BEPS 2.0».
Предстоящее заседание ОЭСР в этом смысле станет решающим. ОЭСР впервые представит группе «Инклюзивного механизма», включающей развивающиеся страны, основные принципы плана BEPS 2.0, а также свою концепцию более глубокой трансформации налоговой системы в соответствии с вызовами цифровой экономики. У правительств всех 125 стран, входящих в «Инклюзивный механизм», появится уникальная возможность призвать ОЭСР к отказу от трансфертного ценообразования и переходу к более справедливой и эффективной системе.
Отсутствие консенсуса по поводу того, как надо облагать налогами цифровыми транснациональные корпорации, привело к тому, что многие страны стали вводить (например, это уже сделали Индия, Италия, Испания и Франция) или пообещали ввести (в случае с Великобританией) налоги на выручку компаний в качестве временной меры, призванной повысить доходы. Однако таких односторонних действий недостаточно.
Комиссия ICRICT поддерживает любые дискуссии, способствующие переходу к единому налогообложению транснациональных компаний, которое позволит покончить с применением этими компаниями трансфертного ценообразования с целью вывода прибылей, поскольку их глобальный доход окажется консолидирован. Глобальные прибыли и связанные с ними налоги могут затем распределяться географически, в соответствии с объективными факторами, например объёмами продаж, количеством персонала, ресурсов и даже цифровых пользователей этих компании в каждой стране. Мы решительно поддерживаем введение глобальной минимальной эффективной ставки налога на прибыль в размере от 20% до 25% на все прибыли, получаемые транснациональными компаниями.
Важнейшим приоритетом сейчас является создание международной корпоративной налоговой системы, подходящей для цифровой экономики. Начатый ОЭСР процесс BEPS, по сути, был задуман развитыми странами для развивающихся. В январе в Париже развивающиеся страны должны понять, что именно стоит на кону, и заставить услышать свой голос с целью гарантировать, чтобы любое новое предложение было выгодно для всех.