Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков сегодня, 30 января, проводит очередное заседание Совета безопасности страны. На повестке дня вопрос о мерах по обеспечению безопасности в сфере недропользования.
Президент обозначил ряд проблем в своем выступлении.
По словам Жээнбекова, честные инвесторы опасаются связываться с коррумпированными чиновниками Кыргызстана. Глава государства отметил, что именно коррумпированность мешает развитию отрасли.
«Есть хорошие инвесторы, которые честно работают. Но их пугают наши коррумпированные чиновники. Инвесторы не хотят портить свою репутацию, связываясь с коррупционерами», — сказал Сооронбай Жээнбеков.
По его словам, коррумпированность в горнодобывающей отрасли доказывают условия жизни бывших чиновников, курирующих эту сферу.
Сооронбай Жээнбеков напомнил, что с 2009 по 2018 год в отношении пяти председателей Государственного комитета промышленности, энергетики и недропользования возбуждены уголовные дела по обвинению в коррупции.
За последние восемь лет в отношении должностных лиц ГКПЭН и частных предпринимателей возбуждено около 100 уголовных дел.
Также президент КР подчеркнул важность проведения инвентаризации всех выданных ранее лицензий на месторождения. Сооронбай Жээнбеков отметил, что нужно изучить мировой опыт по налоговому администрированию. Президент признал, что в других государствах есть условия для добычи полезных ископаемых, а у нас большая часть месторождений находится в условиях высокогорья.
«Мы должны провести анализ и изменить ситуацию. Тех, кто скрывает налоги, много. Среди них есть чиновники. Лицензий нет, а вывозят руду. Незаконный вывоз не останавливается», — сказал президент.
По его словам, Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования должен тесно сотрудничать с местным населением и жителями региона. Жээнбеков считает, что при выдаче лицензий на разработку месторождений чиновники профильного ведомства не учитывают интересы региона и местных жителей.
«Местная власть во многих случаях остаётся в неведении о том, какому инвестору выдана лицензия на разработку месторождения. В результате не то, чтобы проводить разъяснительную работу среди населения, часто местная власть не может построить деловые отношения с инвестором, который собирается вложить инвестиции в этот регион. Отсутствие такого взаимного сотрудничества отрицательно влияет и на инвестиционный климат, и на настроение местного населения», — отметил Сооронбай Жээнбеков.
Как он отметил, вопрос выдачи лицензий на разработку месторождений — один из самых актуальных вопросов в этой сфере. За годы независимости всего было выдано 2571 лицензий на право пользования недрами. Разрешения на геологическое исследование и освоение практически всех месторождений золота были выданы частным компаниям. Однако в большинстве случаях при выдаче разрешений на месторождения не учитывались интересы государства и общества. Наоборот, предпочтение отдавалось защите интересов узкого круга лиц, некоторых влиятельных групп. В результате возникла ситуация, когда лицензии выданы, но месторождения не разрабатывались.
«Из года в год наблюдается увеличение количества лицензий, находящихся на руках. В отрасли процветала обыкновенная спекуляция лицензиями. Нашедшие лазейку, по коррупционным схемам овладевали лицензиями, затем продавали их по спекулятивным ценам, либо держали их у себя для того, чтобы впоследствии продать дороже. По этой причине в 2018 году я поручил тщательно анализировать выдачу лицензий и провести инвентаризацию. Однако плата за удержание лицензий не помогла нам улучшить ситуацию. Оказалось, что легче заплатить за удержание лицензии, чем разрабатывать месторождение», — сказал Сооронбай Жээнбеков.
«Не обращают внимания на вопрос безопасности, а экологические вопросы часто остаются вне поля зрения чиновников», — отметил глава государства.
Он поручил госкомитету тесно работать с местными органами власти и сообществом.
«О компании, которая получила лицензию на разработку, должны знать и местные органы, и местные жители. Информация должна быть полная и достоверная. Только так можно избежать конфликтов и столкновений с инвестором», — сказал Жээнбеков.
Если в 2013 году 40 компаний прошли перерегистрацию, то в 2018 году уже 342 или в 8 раз выросло количество перерегистраций, сообщил генеральный прокурор Кыргызстана Откурбек Джамшитов на заседании Совета безопасности. Вышеуказанные цифры говорят о том, что лицензии берут для перепродажи и в некоторых случаях лицензии превратились в товар.
Касаясь статьи 38. «Залог и передача лицензий на право пользования недрами» закона о недрах КР, генпрокурор заявил, что у недропользователя есть право обращения взыскания на право пользования недрами по договору залога через 6 месяцев со дня его государственной регистрации.
Недобросовестные предприниматели удерживают лицензию и продают по высокой цене, это одна из проблем, сообщил он.
«На Кумторе в будущем работа будет сокращена, поэтому правительство работает над развитием других секторов экономики», – сказал премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев.
«Например, в 2018 году ВВП Кыргызстана вырос впервые без Кумтора на 3,5%, рост промышленности полностью обеспечен за счет других секторов экономики», – сказал он и добавил, что это первые шаги ухода от зависимости от «Кумтора».
Правительство усиливает требования по экологии по Кумтору, сообщил он. Он отметил, что сфера недропользования – очаг коррупции.
«Сейчас все проблемы данной отрасли системно надо решать. Большая часть проблем копилась годами и не решалась», – сказал он.
Как считает премьер, недостаток прошлых лет – то, что соглашения с инвесторами заключались без должного изучения, одним из таких является соглашение по Кумтору.
Также на базе ОАО «Кыргызалтын» должна быть создана компания, сказал он. Эта компания, владея многими месторождениями, отдавала свою долю другим компаниям и в итоге осталась с Макмалом, сообщил премьер.
«Ни в одной стране нет такого, что в другую страну вывозят руду и концентраты с содержанием драгметаллов и перерабатывают. Это один из видов коррупции», – сказал 30 января премьер-министр Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев на заседании Совета безопасности, посвященном мерам обеспечения безопасности в сфере недропользования.
По его словам, в Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования не знают, сколько тонн руды вывезено, при этом Таможня называет другие цифры.
«Значит, все госорганы заинтересованы в вывозе руды. Правительство работает над вводом налога для усиления контроля за вывозом и пополнения бюджета. Мы спросили у экспертов, для строительства золото-извлекательной фабрики нужно 2-3 года. До этого мы не должны смотреть, как вывозят руду и концентраты, а должны ввести налог», – добавил Абылгазиев.