Продолжает виртуальную экспертную дискуссию на проекте «Центральная Евразия» известный ученый из Казахстана Гульнара Дадабаева.
Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель аналитической группы «Центральная Евразия», www.ceasia.org: какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии (ЦА) и взаимоотношений между ними Вы бы обозначили?
Гульнара Дадабаева (Казахстан), доктор исторических наук, доцент кафедры «Международные отношения» Университета КИМЭП (Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования): Я бы выделила в качестве основной саму проблему определения региона, как такового. Существует ли сегодня такой регион как Центральная Азия? Или же он существует лишь как некая виртуальная реальность? Насколько сближают население стран такие общие моменты и факторы как Ислам, тюркские языки, история и многое другое?
На мой взгляд, в современном мире экономические основы для сотрудничества играют превалирующую роль. Поэтому считаю, что у стран ЦА отсутствуют сильные мотивы для того, чтобы начать процесс реальной региональной интеграции.
Во-первых, государства ЦА находятся в стороне от основных транспортных маршрутов: есть лишь те, что сохранились с советского периода. Да, к ним добавились новые инфраструктурные проекты Китая, отдельные проекты, инициированные странами региона и их соседями. Тем не менее, отсутствует единая транспортная стратегия, выработанная странами ЦА для продвижения проектов региональной интеграции или же, как минимум интенсификации сотрудничества.
Во-вторых, просматриваются ли перспективы увеличения товарооборота между странами региона, существует ли реальная заинтересованность развивать экономическое сотрудничество? У Узбекистана был и есть потенциал продавать соседям больше так называемых товаров с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, его экономика гораздо более диверсифицирована по сравнению с экономикой Казахстана и экономиками других стран ЦА. Однако насколько остальные государства региона заинтересованы в этом? Насколько в этом заинтересованы соседи — Китай и Россия?
Для примера можно привести товарооборот Казахстана со странами региона. Так, его товарооборот с государствами ЦА ограничен небольшими объемами и не играет существенной роли для экономик всех этих стран. Исключение составляет лишь товарооборот Кыргызстана с Казахстаном. Да, наблюдаются и положительные моменты: за последние 10 лет товарооборот стран ЦА вырос в 2 раза, с 1,6 млрд. до 3,1 млрд. долларов.
Наши отношения со странами дальнего зарубежья строятся на другой основе. Экспорт Казахстана в Италию, Китай, Россию и Нидерланды, как правило, составляет основную часть оборота Казахстана, а импорт из тех же России, Франции, Германии, Китая — значительно превалирует над объемами внутрирегиональной торговли.
Поэтому для того, чтобы претворить сценарий региональной интеграции в жизнь вне того же европейского, российского и китайского «контекстов», необходимо усилить и признать роль Узбекистана и отчасти Казахстана как драйверов этого проекта. Однако как другие страны ЦА воспримут эту идею?
В-третьих, существуют проблемы, связанные с инвестициями в эти страны ЦА. Кто и в какие отрасли экономики вкладывает деньги? ЕС, Китай, США в основном работают в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также в плане экспорта в государства ЦА готовой продукции. Кто же в таком случае будет заинтересован в развитии промышленности и кто будет вкладывать в нее деньги, если большую часть потребительского рынка заполняют товары европейского, российского и китайского производства? Да, необходимо строить большие предприятия, рассчитанные на региональный рынок, однако наши страны пока не готовы или же ограничены в своих действиях, чтобы реализовать идею общего рынка.
В.Парамонов: как, на Ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать данные проблемы?
Г.Дадабаева: относительно недавняя встреча лидеров ЦА (15 марта 2018 года), которая состоялась впервые за последние девять лет, вселяет осторожный оптимизм по поводу перспектив экономического сотрудничества в регионе.
Но есть ли возможность сформировать единый рынок для стран ЦА? Если наши государства будут интенсивно над этим работать, то даже, несмотря на относительную однородность их экономик, они смогут создать условия для дальнейшего более эффективного сотрудничества. Каждая из экономик стран региона небольшая по размерам. Это является определенным пределом для развития. Однако если при разработке экономической стратегии государства ЦА будут рассчитывать на общий рынок, то тогда имеется потенциал для развития и диверсификации экономик.
Кроме того, общие транспортные проекты, модернизация инфраструктуры также имеют большой потенциал для экономического развития региона. Казахстану выгоднее импортировать овощи и фрукты из Узбекистана, чем из Пакистана или Польши. Конечно, торгово-экономическое сотрудничество необходимо, однако важна работа и по дальнейшему снижению различных барьеров. То же касается и производства. Однако это очень серьезная и отдельная тема.
Как ни странно, но остается также вопрос о внутрирегиональном туризме, возможностях для граждан государств ЦА ездить в соседние страны, которые должны открывать свои границы для жителей всего региона.
В.Парамонов: спасибо большое, Гульнара! В связи со сказанным Вами предлагаю вынести на обсуждение темы торгово-экономического и производственного сотрудничества, а также развития внутреннего туризма в регионе. Какие конкретные проекты могут стать локомотивами кооперации по этим трем важным направлениям? Вопрос выносится на дальнейшее обсуждение.
С торгово-экономическим и производственным сотрудничеством казалось бы все ясно: эти направления необходимы. Тем не менее часто уделяется внимание одному из направлений в ущерб другому. В этой связи их рассмотрение в едином контексте, на мой взгляд, крайне оправданно.
Более того, мне очень импонирует сделанный Вами акцент на внутрирегиональном туризме. Представляется, что страны ЦА, слишком увлеклись задачей привлечения туристов из-за рубежа (что важно, никто с этим не спорит), но совершенно забыли о более важной задаче: создания благоприятных условий для отдыха, путешествий и просто передвижения внутри региона граждан наших же собственных государств!
Примечания: виртуальная экспертная дискуссия организована при информационной поддержке ряда ведущих региональных и международных СМИ, экспертных площадок. К участию в дискуссии приглашаются все заинтересованные эксперты и аналитики, общественные деятели, представители культуры и искусства — граждане пяти стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Экспертные ответы на обсуждаемые в ходе дискуссии вопросы, в том числе критические комментарии тех или иных оценок, можно присылать по следующему электронному адресу: ceasiapost@gmail.com. К информационному сопровождению дискуссии — популяризации и распространению экспертных оценок приглашаются все заинтересованные СМИ.